+6 °С облачно с прояснениями
€ - 2.84 р.
$ - 2.44 р.

Год малой родины в Беларуси или Временная неудача лучше временной удачи

Год малой родины в Беларуси или Временная неудача лучше временной удачи

Один англичанин ирландского происхождения сказал, что серьёзность - последнее прибежище заурядных людей. А кому охота быть заурядным? Но и легкомысленным человеком тоже ведь не хочется выглядеть в добрых глазах окружающих людей.  А что, если, избегая излишней серьёзности, и не впадая в легкомыслие, порассуждать на тему: «Почему текущий год объявлен годом малой родины, и кто больший космополит: белорус или древний грек?»

Многие помнят февральское выступление Президента, когда он призвал каждого вспомнить свои родные места и сделать для них что-то доброе и полезное, чтобы почувствовать личное причастие к малой родине. Но поскольку наступило время сплошного критического реализма, то любой шаг, и не только со стороны официальных властей, вызывает у критически мыслящего человека иронию, сарказм, гротеск, и всевозможные, приятные ему гиперболы.

Наверное, поэтому в социальных сетях разные по своей сути ресурсы, с плохо скрываемой радостью, сообщают, что молодые, умные и здоровые белорусы тысячами покидают малую и большую родину и ищут счастья на чужбине. Такое явление обычно называют эмиграцией, добровольным выселением, но люди с философским складом ума, таких добровольцев называют космополитами. Видимо, для загадочной важности.   

Все слова, что оканчиваются на «…тика» придумали древние греки. Математика, арифметика, патетика, политика, критика, практика, галактика… и ещё очень долго можно продолжать этот греческий список. Греки в древности были людьми избыточными. Они придумали, открыли и предвосхитили столько всего, что люди мира будут пользоваться этим до скончания света. Чего стоит одна легенда об Икаре! Помните, началось всё с восковых крыльев Икара, а много позже продолжилось разными аэропланами и дирижаблями.  И буквально на наших глазах дерзкие люди добрались и до космоса.

Слово «космос» тоже греческое, и означает порядок, строй, украшение. Есть предположение, что один древний грек по имени Пифагор после утомительных занятий наукой, вышел ночью во двор, посмотрел в звёздное небо и воскликнул: - Космос! Пифагор, видимо, хотел сказать: - Какая красота! Какое чудо, просто не передать словами! Вот такое содержательное греческое слово «космос». Говорят, что Пифагору тогда послышалась невероятно красивая музыка…

Так великий учёный и олимпийский чемпион подарил человечеству не только известную теорему про штаны, но и совершенный музыкальный интервал — октаву («гармонию»). Может поэтому слово «космос» стало таким популярным у современных, прогрессивных людей. Они успешно пользуются «космосом» для выражения одобрения, восхищения, удивления, иногда употребляют ещё «круто» и «класс».

«Космос» стал очень популярным и предприимчивые греки напридумывали от него немало родственных слов и занятий. Так появилась «косметика». Вообще-то древнегреческие люди были неприхотливыми, и особым украшательством не занимались: шуб норковых себе и на продажу не шили, дорогого коньяка «Metaxa» не производили, намажутся растительным маслом, поедят греческого салата без помидоров, запьют разбавленным вином и довольны себе. А тут появилась косметика и надо было осваивать всякие хитрости по украшению лица и фигуры. Специалисты-косметологи сразу же разработали стандарты для народа. И если раньше все гречанки считались красавицами, то в эпоху высокой классики в красавицы попадали только при росте 164 см., и если грудь–талия-бёдра -  86-69-93. Остальные выпроваживались с кастинга, чтобы страдать и завидовать.  На пластику тогда ещё не решались. Так древние греки вступили на разорительный путь гламура. А между тем приближались суровые времена Пелопоннесской войны (431-404 г.до н. э.). Спарта в этой войне победила Афины, и всё в Аттике оказалось настолько плохо, что впечатлительные греки из одной крайности кинулись в другую.

Их кумиром и идейным наставником стал знаменитый Диоген, который жил в глиняной бочке, ходил в рубище, называл себя собакой или киником (циник), ел на глазах у всех, что было недопустимо, и, о, Боги, прилюдно занимался рукоблудием. Дело дошло до того, что Диоген цинично заявил Александру Македонскому: - Никакой я не грек, я - гражданин мира. Я - космополит. Это было безопасное заявление, потому что Македонский тоже не был греком по рождению.

Диоген очень удачно и вовремя рассказал народу о своём космополитизме.  После поражения в Пелопоннесской войне настроение у греков было унылое и идея о принадлежности человека всему миру многим пришлась по душе. Вдруг обнаружилось, что Греция маленькая страна, что земли всем не хватает, тесно, но особенно тесно стало от людей с активной жизненной позицией. Эти активисты объявили себя философами и журналистами, собирались на площадях, как сейчас в телестудиях на всевозможных шоу, и бесконечно спорили по поводу разных пустяков, устраивали заговоры и бури в стакане воды.

Не всем это нравилось, и те граждане, которым, как и Диогену, особо терять было нечего, собирали вещички, бросали их в лодки и отплывали, куда глаза глядят. Многие брали курс на Колхиду за золотым руном, многие уплывали в Крым. Так космополиты стали осваивать, обустраивать, а потом и украшать Причерноморье, Малую Азию и другие земли.

 Тысячи лет прошли с тех пор. Большинство греческих предсказаний стали реальностью. Мир с помощью интернета перестал быть локальным. Открылись просто невероятные возможности для общения. И люди стали безо всяких стеснений заявлять, что живут по своим собственным моральным кодексам, а они, эти кодексы и принципы, не новы и всегда актуальны.  Обосновал их тоже древний грек. Звали его Протагор. Он учил, что человеку хорошо там, где ему выгодно и полезно. Конечно же, люди об этом знали и без Протагора. А сегодня так вообще каждый сам себе Протагор. Этот хитрый философ учил спорить и уверял, что каждый человек прав, потому что он – мера всех вещей.

Так вот, если на манер Протагора задать вопрос: - правы ли белорусы, которые ищут хорошей жизни в Европе, в России, или в Америке? То ответом будет: - Конечно же, правы. К тому же они едут туда зарабатывать деньги и учиться, а не сидеть в барах и жить на пособия.

Если спросить прав ли Президент, призывая жителей страны помнить о своей малой родине и при наличии возможности возрождать и украшать родные места? Конечно, он прав и вовремя озаботился этой тревожной ситуацией. Если верить статистике, которая, как известно, лукавая, то в прошлом году из страны уехало больше 50-ти тысяч человек, и чтобы увидеть более реальную картинку - нужно представить, что все жители трёх районов гродненской области – вороновского, ивьевского и свислочского, взяли чемоданы и двинули в сторону польской или литовской границы. Образно выражаясь, люди поехали за золотым руном.

Граждане нашей страны в этом отношении не оригинальны. Миграции были, происходят сейчас, не избежать их и в будущем. Наблюдались даже массовые переселения. Но в разрезе этого разговора возникает вопрос: - почему же именно белорусы способны так легко вписаться в любое другое сообщество? Чем это может быть обусловлено? Если внимательно присмотреться к сложившейся ситуации в нашей стране, то нельзя не заметить парадокса, который сильно препятствует укреплению беларусскости в сознании граждан Беларуси. Сложилось некое постмодернистское отношение к невероятно важному аспекту – самоидентификации белорусского народа. Причем это наблюдается, как сверху, так и снизу. И если сверху этот посыл больше обусловлен внешними факторами, то импульс снизу идёт от людей с искренними и несколько агрессивными убеждениями.

Например, сверху часто говорят, что русские и белорусы – родные братья, иногда могут сказать, что Могилёв – чисто русский город… Если мой родной брат – русский, и я живу в чисто русском городе, то кто я тогда - русский или белорус?... 

Оппозиция же, в лице взрослых дядей и нетерпеливых молодых людей в этнических одеждах на очень рафинированной мове утверждает, что нет никаких белорусов и Беларуси, а есть лiцьвiны и Великое Княжество Литовское. И не дай Бог, у собеседника поднимутся от удивления брови, то он автоматически причисляется или к быдлу, или, что ещё хуже в глазах оппозиционеров, к маскалям.  Складывается убеждение, что оппозиция, стремящаяся в Европу, застряла в средневековом мифологическом прошлом и в этом милом, туманном прошлом видит прекрасное будущее для всей страны в дружной европейской семье народов.

 Вполне может быть, что в результате этих усилий чувство беларусскости у современного белоруса почти не сложилось, оно не наполнено конкретными смыслами.  А свято место пусто не бывает. Говоря о сложностях самоидентификации, нельзя ещё сбрасывать со счётов важнейшую сторону жизни каждого человека – бытовую, которая зависит от возможности работать и зарабатывать. Вот и получается, что молодой и здоровый белорус, может не хуже древнего грека стать космополитом и броситься в пучину жизненной стихии в поисках счастья или золотого руна.

В завершение этого разговора можно было бы вспомнить невероятно красивые и берущие за душу строки про «родны кут, як ты мне мiлы», или «ад прадзедау спакон вякоу мне засталася спадчына»… Но и знаменитое стихотворение Осипа Мандельштама о возвратившемся домой Одиссее, тоже будет уместным, потому что оно даёт надежду на возвращение…

Золотое руно, где же ты, золотое руно?

Всю дорогу шумели морские тяжелые волны,

И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,

Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

9 ноября 2018 года. Хутор Шинковщина. Василий Пастернак

Смотрите также
11:45 Сегодня
Как под Лидой живет самая «электромобильная» прабабушка. Репортаж
В проекте «Не слабо по-лидски: видеожурнал личных рекордов и достижений» Данута Ивановна Сильванович могла бы пройти сразу по двум номинациям.
11:32 Сегодня
Куда ехать на отдых, когда закончится тепло (СПИСОК)
Сегодня рассказываем про страны, куда можно поехать, когда на родине закончилось солнце и лупит в лицо дождь. Напомним диспозицию: Турция заканчивает сезон и отваливается, Иордания тоже почти все, Египет гордо подхватывает знамя единственного чартерного направления для белорусов. Все это не подходит? Собрали альтернативные направления и цены.
11:18 Сегодня
Тяжелобольному мальчику из Сморгони нужна коляска
Фёдор Мысский из Сморгони имеет сложный диагноз – ДЦП. В марте Феде исполнилось 18 лет, а с наступлением совершеннолетия парень уже считается взрослым инвалидом 1 группы. Состояние Феди – тяжелое. Он не может самостоятельно сидеть, ходить, у него нет навыков самообслуживания, практически отсутствует речь. Все эти 18 лет мама Феди – Елена Ивановна – фактически одна занимается уходом за тяжелобольным ребенком и его воспитанием.
11:11 Сегодня
Могут ли школьников Беларуси отправить на досрочные каникулы?
Белорусских школьников не отправят на досрочные каникулы в связи с непростой эпидситуацией в стране, заявили в Министерстве образования.
11:03 Сегодня
Как в Гродно пациенты восстанавливаются после COVID-19?
Излечиться полностью и восстановить лёгкие. Гродненские медики помогают пациентам оправиться послекоронавируса – он помолодел, но при этом стал агрессивнее и тяжелее. За год реабилитацию в седьмой городской поликлинике прошли около трёхсот пациентов. Елена Бережная узнавала, как возвращаются к жизни люди, победившие COVID.
10:55 Сегодня
Что стало с детьми мигрантов, которых находили на польской границе
Миграционный кризис на границах Беларуси и стран ЕС продолжается, и на Гродненском участке в последние недели разворачивались трагические события, в том числе при участии детей.
10:28 Сегодня
В Гродно начали вакцинировать беременных и кормящих женщин
Особую агрессивность четвертой волны коронавируса отмечают многие врачи. Более того, теперь среди основных групп риска — беременные женщины. По словам главного внештатного инфекциониста Минздрава Игоря Карпова, такова особенность штамма «Дельта»: «Количество тяжелых пациенток, в том числе в европейских странах, значимо. Отсюда исходит факт, что беременных необходимо вакцинировать».