+8 °С облачно
€ - 3.15 р.
$ - 2.65 р.

Гродненские моменты в истории самого загадочного похода в СССР

Гродненские моменты в истории самого загадочного похода в СССР

Шестьдесят лет назад, в январе 1959 года, из Свердловска в сторону Северного Урала направилась туристическая группа в составе 10 человек. Возглавлял ее студент Уральского политехнического института Игорь Дятлов. В группу входили студенты и выпускники Уральского политеха, все друг друга хорошо знавшие и ранее не раз участвовавшие в совместных походах. Единственным чужаком в этой группе оказался инструктор по туризму расположенной неподалеку от Свердловска Коуровской турбазы Семен Золотарев. Он был гораздо старше остальных участников похода, фронтовик, отмечен боевыми наградами за участие в Великой Отечественной. Поначалу “дятловцы” встретили Семена настороженно, но он очень быстро растопил лед недоверия, оказавшись знатоком текстов неподцензурных авторских песен.

Поход, в который отправилась эта десятка, считался 3-й, высшей на тот момент, категории сложности. Маршрут в триста километров пролегал по безлюдным местам Северного Урала. По дороге один из туристов – Юрий Юдин – заболел и решил вернуться. Как потом оказалось, этим он спас себе жизнь. Лыжников на трассе осталось девять. Предполагалось, что 12 февраля 1959 года группа возвратится в конечную точку похода – поселок Вижай и отправит оттуда телеграмму в Свердловск. Однако ни в этот день, ни на следующий, ни через день туристы там не появились. Их родственники забили тревогу, и вскоре начались поиски пропавших. Лишь в конце февраля и в начале марта 59-го спасатели нашли замерзшие тела пятерых участников похода. Четверка остальных была обнаружена только в мае 59-го, когда в тех местах стал активно таять снег.

Что точно случилось на склоне горы, которую позже назовут перевалом Дятлова, предположительно в самом начале февраля 1959 года, неизвестно до сих пор. Туристы почему-то в спешном порядке покинули палатку, разрезав ее изнутри, чтобы быстрее выбраться наружу. Палатка оставлялась так стремительно, что практически все “дятловцы” отступали вниз по склону без верхней одежды и обуви. Что заставило их так поступить на хорошем морозе – не ясно. Так же остается в тайне, каким образом четверо туристов получили чудовищные травмы, которые стали причиной их гибели. Эксперт пояснил, что такие повреждения могли бы появиться, если бы ребят, например, на хорошей скорости сбил грузовик. Но откуда в безлюдных горах взяться грузовику? Почему остальные туристы, имевшие за плечами немалый опыт походов, так и не смогли вернуться в палатку, замерзнув неподалеку от нее?

Этот трагический поход стал одним из самых загадочных происшествий, случавшихся в Советском Союзе. Споры о нем не затихают до сих пор. Тайну гибели группы Дятлова пытаются разгадать тысячи людей, кипят страсти на форумах, выходят в свет книги, снимаются документальные и художественные фильмы. В истории “дятловского” похода есть и гродненские моменты. Семен Золотарев, вокруг которого споров, пожалуй, больше всего, во время войны участвовал в освобождении Гродненской области. Инженерно-понтонное подразделение, в котором он служил, наводило переправы через различные водные препятствия. По этим переправам двигались бойцы 3-го гвардейского кавалерийского корпуса, который позже стал именоваться Гродненским.

Семен Золотарев воевал на гродненской земле, а Петр Гладырев – в гродненском небе. Он служил пилотом самолета, который командованием 3-го кавалерийского корпуса использовался для связи. Именно Гладырев, участвуя в поисках пропавшей группы Дятлова в качестве летчика 123-го отряда управления гражданской авиации, первым обнаружил с воздуха покинутую “дятловцами” палатку. Через несколько лет после этих событий Гладырев как-то обмолвился жене, что, кажется, знает, что произошло на перевале Дятлова. Сразу после этого произошла катастрофа вертолета, которым он управлял, и пилот погиб.

Председателем правления спортклуба УПИ работал Лев Гордо. Именно спортклуб организовывал поход группы Дятлова. Во время Великой Отечественной Гордо воевал на Гродненщине в составе штурмовой инженерно-саперной бригады. Именно на территории нашей области он мог пересечься с Семеном Золотаревым и затем порекомендовать его еще одним участником похода.

Кстати, в такой же штурмовой инженерно-саперной бригаде служил будущий 1-й секретарь Гродненского обкома КПСС Иван Микулович. Сразу после войны он стал стремительно продвигаться по служебной лестнице. И вполне могло случиться так, что именно Микулович способствовал появлению в Беларуси Семена Золотарева. Эта история тоже со множеством непроясненных мест.

Сразу после войны Золотарев учился в военных инженерных училищах, сначала в Москве, а потом – в Ленинграде. Но ни там, ни там почему-то не задержался, а в 1946 году появился в Минске, где поступил в тамошний физкультурный институт. Что привело его в тихую и провинциальную белорусскую столицу после российских мегаполисов? Не с легкой ли руки однополчан-фронтовиков он оказался здесь? После пяти лет учебы Золотарев получил распределение… в Гродно. Здесь он должен был организовывать массовую физкультурную работу. Но до нашего областного центра он так и не доехал, с невероятной легкостью взял открепление и направился работать на Северный Кавказ. А через несколько лет перебрался в Свердловск, не подозревая, что это решение станет для него роковым…

Рисунки по фотографиям из последнего похода группы Дятлова. Идея рисунков – автора. На иллюстрациях – Игорь Дятлов, Семен Золотарев и другие участники похода.

Юрий КОМЯГИН

Смотрите также
16:53 Вчера
Открытие мотосезона в Гродно. Фоторепортаж
Сегодня,10 апреля с 13.00 до 15.00 на парковке возле ТЦ «Тринити» прошло открытие мотосезона, на которое съехались две мотоколонны. Сайт Гродно 015.BY побывал на мероприятии и запечатлил мероприятие.
10:59 Вчера
История о беларусе, который восстановил Ikarus
Стоишь рядом с Ikarus 256 – и хочется его обнять и поцеловать. В голове – смесь из запаха выхлопа, урчания дизеля и подвывания заднего моста. Ностальгия неизбежна, ведь 30 лет назад, когда он был новым, а мне было пять, Ikarus превалировал как на городских маршрутах, так и на межгороде. Поэтому сегодня автобус в характерной красно-белой ливрее одним своим видом мысленно телепортирует тебя в начало 1990-х на седьмую площадку автовокзала.
10:43 Вчера
Где белорусы смогут отдохнуть этим летом?
Вот уже второй год организацию летнего отдыха усложняет пандемия. Но при готовности сделать ПРЦ-тест и в некоторых случаях соблюдать самоизоляцию по приезде отдохнуть все-таки возможно. Где и на каких условиях планируют принимать белорусов.
10:22 Вчера
В Беларуси разработан проект развития системы образования до 2030 года
В Министерстве образования разработан проект концепции развития системы образования до 2030 года. Такая информация размещена в Telegram-канале ведомства.
10:14 Вчера
Что говорят синоптики о погоде в Гродно?
В 2021 году погода становилась хэдлайнером новостей уже не раз. Впервые за последние годы в Гродно февраль стал по настоящему «лютым», как по затянувшимся морозам, так и по числу циклонов, приносящих рекордные по количеству осадки в виде снега.
10:08 Вчера
"Трезвый водитель": ГАИ Гродно усилит контроль на дорогах города
Для стабилизации обстановки на дорогах с 10 по 19 апреля ГАИ проведет республиканскую профилактическую акцию "Трезвый водитель".
09:54 Вчера
Где в Беларуси нашли новое месторождение нефти?
В центральной зоне Припятского прогиба в Речицком районе специалисты компании "Белоруснефть" открыли Гурьяновское месторождение.