+13 °С ясно
€ - 3.04 р.
$ - 2.60 р.

Медленно и со скрипом: почему на Гродненщине дает сбой замена устаревших лифтов?

Медленно и со скрипом: почему на Гродненщине дает сбой замена устаревших лифтов?

Жители старых многоэтажек частенько вынуждены шагать на верхние этажи по лестнице, поскольку лифт в очередной раз сломался. Здоровому человеку такой вид спорта даже в радость, но ведь есть среди жильцов и пожилые люди, и молодые мамы, которым приходится тащить по ступенькам коляску с ребенком. В Гродно и в других городах области с прошлого года менять устаревшие лифты стали активнее. Однако проблем хватает.

Специалисты Комитета госконтроля провели проверку этой сферы и нашли массу недочетов: сроки затягиваются, цены на установку оборудования необоснованно растут... Что тормозит подпрограмму «Безопасный лифт» на Гродненщине, выяснила «Республика».

«Работы длятся до месяца»

Лифты, которым исполнилось более четверти века, в основном типовые, они еще советского производства. Жильцы многоэтажек, построенных в конце 1970—1980 годов, каждый день ими пользуются. Это самая массовая серия лифтов грузоподъемностью 320 килограммов, которая в большинстве своем остается «в строю» только потому, что их своевременно ремонтируют. И все же, несмотря на свою надежность, они мало отвечают требованиям настоящего времени. Поэтому иногда, заходя в старенькую девятиэтажку, можно с удивлением обнаружить в подъезде современный лифт: бесшумный, светлый и просторный. 

Согласно подпрограмме «Безопасный лифт», до 2020 года весь лифтовой фонд Гродненской области необходимо привести в надлежащее техническое состояние

На Гродненщине областную программу замены отслуживших свой срок лифтов разработали в начале 2018 года. Замена лифтов идет в рамках подпрограммы «Безопасный лифт» госпрограммы «Комфортное жилье и благоприятная среда», утвержденной постановлением Правительства в начале 2016 года. Согласно документам, до 2020 года весь лифтовой фонд необходимо привести в надлежащее техническое состояние. Но начальник отдела контроля строительства и ЖКХ Комитета госконтроля по Гродненской области Ольга Курчицкая обеспокоена ходом проводимых работ:

— Приходится наблюдать серьезные отставания от утвержденного графика. За 2017 год произведена замена 50 лифтов при задании 117. В прошлом году отчитались о выполнении доведенного задания по замене 240 лифтов, в то время как на конец марта этого года фактически введено в эксплуатацию только 108 лифтов. По ним выданы заключения Промнадзора, а 132 лифта так и не прошли испытания на безопасность и полное техническое освидетельствование. 

Жалоб от граждан тоже хватает: в КГК не раз поступали обращения жильцов на длительность сроков замены лифтов, неполадки при наладке и внеплановые отключения. 

— Не улучшилась ситуация с заменой лифтового оборудования и в этом году, — продолжает Ольга Курчицкая. — При установленном задании по замене 120 лифтов, из которых за 6 месяцев должно быть заменено 47, фактически по итогам первого полугодия сдали только 24 лифта, да и те переходящие с прошлого года. 

Непонятно одно: чтобы люди не писали жалобы и не ходили по инстанциям, надо просто вовремя проинформировать их о предстоящих отключениях, сроках проведения пусконаладочных работ. Разве так трудно повесить в подъездах объявление, указав, на какое время жильцам надо запастись терпением? 

— Работы длятся до месяца, — подчеркнул в телефонном разговоре директор ОАО «ГродноЛифт» Дмитрий Андреев. — Все зависит от этажности дома, от того, из какого материала сделана шахта. Надзорные организации приглашаются только на финальный этап, когда лифт уже смонтирован и подготовлен для технического осмотра. Сейчас мы устанавливаем 14 новых лифтов производства могилевского предприятия. Работаем в многоэтажных домах на улицах Кабяка и Клецкова. В Гродно на замене лифтового оборудования задействованы три подрядные организации. 

В прошлом году по плану на Гродненщине должны были заменить 240 лифтов. Процесс шел тяжело, с большим отставанием от заявленных сроков. Но все-таки область справилась.

«Старикам» здесь не место

Тем не менее признать стоит: календарный график по проектированию и замене лифтов не выполняется ни одним из районов. Проблемный вопрос также — рост стоимости замены лифтового оборудования. Так, несмотря на то что за прошлый год в Гродненской области стоимость замены некоторых видов лифтов возросла к уровню 2017-го более чем в 1,6 раза, в этом году вновь наблюдается значительный рост. В результате стоимость строительно-монтажных работ стала самой высокой в стране. Больше даже, чем в Минске.

Генеральный директор государственного объединения «ЖКХ Гродненской области» Олег Шафранский не склонен преувеличивать масштаб проблем:

— При проектировании наши заказчики учли максимальные требования, — пытается объяснить происходящее глава объединения. — Включили замену и межэтажных дверей, и противопожарных люков, и даже всего силового оборудования, а также отделку помещений. 

В масштабе страны на эту проблему обратили внимание, так как появилось много лифтового оборудования с запредельными сроками эксплуатации. Кроме того, появился новый стандарт относительно производства и эксплуатации самих лифтов. Что касается лифтов, выпускаемых ранее, то 25 лет — это не крайний срок эксплуатации. Устройство может переосвидетельствоваться еще какое-то время. Эту работу производят специализированные организации, которые контролирует Госпромнадзор. Все зависит от того, в каком техническом состоянии оно пребывает, как им пользовались, как его берегли.

— Когда эта подпрограмма начала действовать в Гродненской области, то лифтов, которые работали бы более 25 лет, не обнаружилось, — прокомментировал ситуацию Олег Шафранский. — Правда, нашлось немало таких, которые не соответствуют новым стандартам. К примеру, сейчас меняем лифты в домах, построенных в 1993—1994 годах. Именно тогда началось массовое строительство многоэтажек. В те времена по области ежегодно сдавали дома, в которых насчитывалось в общей сложности около 120 лифтов. Получается, что с тех пор мы работаем с достаточно большим объемом замен, который должен теперь осуществляться ежегодно. 

Коммунальщики заверяют: даже если с заменой отслужившего свой срок лифта они на месяц-другой запоздают, волноваться не стоит.

Старое на новое

В прошлом году по плану на Гродненщине должны были заменить 240 лифтов. Процесс шел тяжело, с большим отставанием от заявленных сроков. Но все-таки область справилась. 

— Имеется определенная путаница, которая не совсем понятна на обывательском уровне. Есть, к примеру, термины «допуск к эксплуатации», а есть «ввод в эксплуатацию», — говорит Олег Шафранский. — В первом случае проверяется прежде всего безопасность движения. Во втором — проверяется все: от качества выполненных работ до отделки машинных отделений. У нас были проблемы в этой сфере. На эти работы попросту не хватало денег. С чем это связано? В первую очередь с тем, что на стандартную девятиэтажку стоимость нового лифта вместе с работой по демонтажу старого и установке нового достигает 44 000 рублей. Если необходимы какие-то дополнительные работы или дом повышенной этажности, то дополнительные деньги нужно будет изыскивать уже внутри области. Поэтому часть общестроительных работ оплачивается с опозданием. Не скрою, мы и сейчас работаем с отставанием, так как приходится рассчитываться по долгам прошлого года. Только задолженность за поставленные лифты достигла 2 миллионов рублей. В июне — июле пришлось приостановить поставку лифтового оборудования. Самое напряженное задание на сегодня в самом Гродно — 78 лифтов. 

Коммунальщики заверяют: даже если с заменой отслужившего свой срок лифта они на месяц-другой запоздают, волноваться не стоит. Жильцы многоэтажных домов могут ездить без всяких опасений. Лифтовое оборудование обязательно пройдет освидетельствование, которое подтвердит его безопасную эксплуатацию.

Олег Шафранский: 

— Пока действует государственная программа, для нас, коммунальщиков, все просто и понятно. А что будет через два года? Если менять лифты планово, в год надо будет изыскивать около 4 миллионов рублей. Может, и больше. Где их взять? Средства капремонта теоретически могут направляться на замену лифтового оборудования, но хотелось бы все-таки отремонтировать как можно больше жилых домов. По нашему мнению, должен быть создан целевой фонд. 

Смотрите также
23:24 Вчера
Декларации принимают только на бумаге: в работе инфосистемы таможни случился сбой
«Грузы не растамаживаются, фуры стоят: не работает система электронного декларирования», — сообщили читатели о проблеме, которая сегодня утром возникла в пунктах таможенного оформления. 
19:02 Вчера
ГТК — о причинах углубленных досмотров грузов на границе: «Намеренно нарушают, а потом жалуются»
«Намеренно нарушают закон, а потом жалуются, что мы их задерживаем», — подчеркивают в Государственном таможенном комитете Беларуси, комментируя информацию об усилении контроля на границе. В ГТК говорят, что есть фирмы, которые пытаются уйти от таможенных платежей и для этого не декларируют партии товаров, занижают их стоимость. У некоторых находят наркотики. Среди частых нарушителей — литовские склады.
17:58 Вчера
Как гуляли свадьбы под Гродно 100 лет назад
В Житомле Гродненского района знают, как гуляли свадьбу наши предки. Старинный обряд показывают для сельчан, туристов и телевизионщиков. 
17:40 Вчера
54 дня на «нейтралке». Как щучинский дальнобойщик застрял между ДНР и Россией из-за неоплаченных штрафов
«Купить себе ничего не могу, поэтому проезжающие водители меня подкармливают, воду наливают», — так о своей жизни в последние два месяца рассказывает 38-летний житель Щучина Андрей Шкляр. Но он вовсе не бомж, как это может сначала показаться, а дальнобойщик, который из-за штрафов за нарушение ПДД застрял на фуре на нейтральной территории между самопровозглашенной ДНР и Россией. О ситуации знают белорусские дипломаты, МИД и МВД РФ, но пока проблема не решилась и переправить Андрея домой никто не может.
15:32 Вчера
Очередь за правами: много ли желающих получить водительское удостоверение в Гродно?
Нередко звучат мысли о том, что в городе Гродно сдавать на права сложнее всего в республике. Дескать, сложный маршрут, строгие инспекторы, мудрёная организация движения. Однако статистика говорит о том, что гродненцам, желающим получить водительское удостоверение категории В, такие сложности совершенно не мешают. Так, за 8 месяцев 2020 года в ГАИ выполнено 20452 административных процедуры, связанные с выдачей либо заменой водительских удостоверений. За аналогичный период 2019 года цифры примерно схожие, а вот тех, кто впервые сдавал экзамен на получение права управления транспортным средством категории в этом году 3041 курсант гродненских автошкол. Причём 2716 из них успешно сдали его. А в 2019 году обратившихся было 2976, а успешно сдали 2420 человек. Порядка 60-70% в первый раз обратившихся сдаёт экзамен с первого раза, а в некоторых автошколах подготовка курсантов настолько качественна, что с первого раза успешно сдают экзамен 75% курсантов. Однако экзамены приходится сдавать не только тем, кто только планирует стать водителем, но и тем, кто за какие-либо правонарушения этого права был временно лишён.
12:26 Вчера
Жительницы Гродно искали в интернете маникюрный набор, а в итоге остались без денег
Мошенничество в интернете не теряет своей актуальности. Пока одни на просторах глобальной компьютерной сети ищут дешевые товары, другие находят дополнительный, но незаконный заработок.
12:00 Вчера
Гастрофест вернулся в Гродно. Все сеты по 22 рубля
С 24 сентября по 11 октября в 17 заведениях Гродно можно попробовать гастросеты по мотивам известных фильмов и мульфильмов. Стоимость каждого сета – 22 рубля. Какими именно кинолентами вдохновлялись шеф-повара и какие сеты в итоге получились – далее в подборке