+13 °С ясно
€ - 3.04 р.
$ - 2.56 р.

Минфин: "Дорожный налог - это минимальный вклад автовладельцев”. Теперь придется платить еще и за парки, скверы и бульвары?

Минфин: "Дорожный налог - это минимальный вклад автовладельцев”. Теперь придется платить еще и за парки, скверы и бульвары?

Тема госпошлины и необходимости изменений в ее уплате держится в топе самых обсуждаемых. Этой весной даже был подготовлен проект документа, призванный все поменять. Но когда до часа "икс", то есть 1 апреля 2019 года, когда намечалось официальное внесение изменений, оставалась всего пара дней, законодатель ошарашил: указ не принят, глава государства направил его на доработку. Что произошло? Почему столь волнующий белорусских автолюбителей законодательный акт не был реализован?

ABW.BY прошелся по основным моментам указа и постаралсяпонять, что пошло не так и можно ли в этом уравнении прийти к общему знаменателю.

Заодно рассказали, как читатель Иван Комлев вел переписку с Министерством финансов.

"Я неработающий пенсионер и пользуюсь своим автомобилем по необходимости, а именно: весной-летом - 4-5 раз в месяц, осенью-зимой - 2-3 раза в месяц. Минфин очередной раз предлагает производить оплату с минимальным сроком один месяц. Но почему я должен платить за целый месяц, то есть за то, чем не пользовался? Я неоднократно обращался с этим вопросом в Минфин, но внятного ответа не получил. И таких, как я, тысячи, причем не только пенсионеров. Дворы забиты машинами, которые неделями стоят без движения. Вы лучше меня знаете эту картину. Объясните, пожалуйста, такую ситуацию: я выехал один раз и попал на камеру видеофиксации, мне прислали штраф - как мне доказать, что это был единичный выезд? Или в нашей стране это недоказуемо? Прошу вас, если можно, активировать эту тему, так как закон может быть принят до нового года, остается мало времени".

Из ответа Министерства финансов Беларуси:

...Для граждан, использующих транспортные средства нерегулярно, проектом Указа устанавливается возможность ежемесячного внесения платы не позднее последнего числа месяца, в котором транспортное средство участвовало в дорожном движении. При этом за месяцы, когда транспортное средство не будет использоваться, плата вноситься не будет.

Одновременно считаем необходимым отметить, что автомобильная дорога - это сложное комплексное инженерное сооружение, требующее финансирования затрат постоянного характера на текущие и капитальные расходы. Именно постоянный характер расходов государства на дорожную отрасль является причиной того, что каждый владелец транспортного средства должен нести частичное бремя этих расходов, оплачивая "дорожный налог", поскольку автомобильная дорога должна быть предоставлена владельцу транспортного средства в пользование в любое время в надлежащем состоянии.

Внесение платы будет являться минимальным вкладом в создание и поддержание в должном состоянии дорожной инфраструктуры.

Заместитель министра Д.Н.Кийко.

Министерство финансов считает дорожный налог "минимальным вкладом" автовладельца. Что значат эти слова? Что это небольшие деньги для автомобилистов или несущественная сумма в глазах государства?

На практике не получается ни так, ни эдак.

150 миллионов долларов от автовладельцев - мало?

Размер Республиканского дорожного фонда в 2019 году составил  560.539.400 рублей. Еще 139.256.744 рубя в дорожный фонд поступило из республиканского бюджета. Итого -  699.796.144 рубля.

Для сравнения: в 2018 году размер дорожного фонда составил 561.928.000 рублей. Еще чуть более 32 млн рублей добавил республиканский бюджет, в общей сложности получилось 594.022.474 рубля.

В прошлом году поступления от госпошлины составили более 319 млн рублей.

Каковы планы поступления денег от автовладельцев на этот год, достоверно неизвестно - доходная часть бюджета содержит лишь общую графу "государственная пошлина". Но примерные цифры можно вывести косвенными путями. Так, в местные бюджеты решено направить 145.000.000 рублей. А изначально оговаривалось, что на местные дороги будет отчисляться половина от всех поступлений (хотя стоит отметить, что в прошлом году местные бюджеты получили лишь 45%). Но в целом порядок сумм понятен: в 2019 году от автовладельцев государство ждет примерно те же 300 млн. 

Это значит, что государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении с момента ее введения была и остается основным источником доходов Республиканского дорожного фонда. И уж никак не минимальным

Минимально - для людей?

Посмотрим в карман граждан?

Средняя зарплата на небогатой Витебщине - около 600 рублей. Это до выплат налогов. На руки люди нередко получают 400-500, а то и 300 рублей. При таком подходе разовый платеж 153 рубля в год в виде дорожного налога трудно, на наш взгляд, считать минимальным. А ведь автомобиль еще нужно содержать в необходимом техническом состоянии в соответствии с теми же ПДД!

Никто не спорит, что автомобилисты должны нести бремя содержания дорог. Но при условии, что механизм уплаты будет простым и адекватным.

Дорожный налог "размыть" в топливе?

Сперва небезосновательно многие водители надеялись, что плату за дороги включат в цену топлива. Ведь сами госорганы всерьез рассматривали такое предложение.

Из ответа Министерства финансов Беларуси:

… Проект Указа Президента Республики Беларусь "О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети" не поддержан Администрацией Президента Республики Беларусь.

В этой связи Министерством финансов прорабатывается вопрос о включении государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в стоимость автомобильного топлива в целях ее взимания с учетом интенсивности использования автомобильных дорог.

Заместитель министра Д.Н.Кийко.

Такая схема кажется очень жизнеспособной: больше катаешься на авто, чаще покупаешь топливо, больше платишь.

Но сторонники этого предложения забывают, что в стране используется огромное количество техники, которая для участия в дорожном движении не предназначена. Это сельскохозяйственная, строительная, дорожная техника, комбайны, различный технологический транспорт. Получается, что такие машины выполняют свои функции, потребляют топливо и тратятся на дороги, по которым не ездят. Уже нелогично.

Плюс стоит понимать, что если за счет налога подорожает топливо, то цена подпрыгнет на все товары.

Поэтому, несмотря на застопорившееся принятие первоапрельского указа, вариант с возможностью ежемесячно платить налог кажется самым вероятным. Его главный "минус" - наладить контроль за исполнением выплат. И опасения читателя Ивана Комлева понятны: как камеры будут работать? Как нарушителей будут привлекать? Как придется отстаивать свои права? Наша страна и любое технологическое начинание - это нередко квест на выживание. 

Но вот что еще нас заинтересовало в ответах, полученных автовладельцем: “… Проект Указа Президента Республики Беларусь "О плате за пользование автомобильными дорогами Республики Беларусь и отдельными элементами улично-дорожной сети..."

Обратили внимание на название указа? До 1 апреля проект назывался "О платежах за участие в дорожном движении". Значит, просто платежей за участие в дорожном движении оказалось недостаточно, и к этому добавились теперь и платежи за пользование отдельными элементами улично-дорожной сети?Неожиданно.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 апреля 2012 г. №160 "Об адресной системе" элементами улично-дорожной сети населенных пунктов являются: улицы, переулки, проезды, тупики, спуски, въезды, парки, скверы, проспекты, магистрали, площади, бульвары, тракты, набережные, шоссе.

Какие из этих элементов войдут в перечень "отдельных" и за что еще помимо дорог будут платить автомобилисты? Это еще один вопрос, который остается открытым.

В целом же затянувшееся принятие решения по госпошлине говорит о том, что власти не могут определиться, какое из имеющихся на выбор "зол" меньшее. А сделать это необходимо. Ведь скоро выборы.

Смотрите также
09:35 Сегодня
Что подарили Гродно и гродненцам в честь Дня города?
То, что подавляющее большинство мероприятий в 2020 году если не отменяются, то серьёзно изменяют свой формат –уже стало привычным. Вместе с тем, есть события и даты, которые  обойти своим вниманием никак нельзя. Гродненцы любят свой город и трепетно относятся к третьим выходным сентября – обычно это дата, когда отмечается День рождения Гродно. Как правило, он сопровождается шумными вечеринками и концертами, разнообразием конкурсов, программ, различных локаций и новшеств, и все праздничные мероприятия собирают большое количество жителей города. В этом году масштабность и массовость пришлось существенно уменьшить, но вот без подарков и добрых традиций город оставить было нельзя. 
09:18 Сегодня
В МВД сообщили, что беспарольная раздача трафика опасна. Так ли это
Пару дней назад, 18 сентября, в Telegram-канале пресс-секретаря МВД предупредили об опасностях открытого Wi-Fi, заявив, что это делает пользователей уязвимыми перед киберпреступлениями. Но действительно ли это так опасно? Спросили у специалиста по инфобезопасности.
09:05 Сегодня
«Я за стиль в любой ситуации». Рассказ задержанной девушки с «модной» фотографии
«Я за стиль в любой ситуации», — смеется 23-летняя Александра Воробьева. А потом серьезно добавляет, что эстетика для нее как для культуролога по образованию и фотографа и стилиста по призванию — важная часть жизни. Вчера фотография стильной Александры, идущей с улыбкой в сопровождении сотрудника ОМОНа к автозаку, облетела популярные паблики и быстро распространилось в Сети.
08:53 Сегодня
Что можно купить на ярмарке сельхозпродукции в Гродно
В эти выходные традиционная осенняя ярмарка развернулась на площади Советской. Свою продукцию гродненцам представили более двадцати крупных сельхозорганизаций, фермерских хозяйств, представителей потребкооперации.
08:39 Сегодня
Людей вызывают в милицию за участие в акциях. Что делать, чтобы все было по закону?
В последнее время белорусов активно вызывают в милицию — дать пояснения об участии в акции протеста. Поводом может стать фото в соцсетях или зафиксированный сигнал телефона в районе, где было скопление протестующих. Практика эта не новая — точно так же людей вызывали после «Плошчы-2010». Как и тогда, сейчас в милицию тоже зовут по телефону. Вместе с адвокатом Дмитрием Лепретером рассказываем, стоит ли идти на встречу по звонку и что вас ждет в РУВД.
08:22 Сегодня
История разрушенной и одной из «самых значимых в Европе» синагоги в Слониме, которой вот-вот должно повезти
Здание большой хоральной слонимской синагоги находится в самом центре города. Уже более двух десятилетий оно обнесено деревянным забором. Два года назад строение было признано одной из «самых значимых синагог Европы», которое надо спасать. И даже появились люди, готовые вроде бы вдохнуть новую жизнь в старинное здание, — но пока синагога все еще за забором, а местные власти проводят один аукцион за другим, чтобы продать памятник архитектуры.
08:00 Сегодня
Протестное воскресенье в Гродно: марш закончился, так и не начавшись
В Гродно прошла очередная воскресная мирная акция. В ней участвовало около тысячи человек. Полноценного марша, как это было раньше в областном центре, не получилось: силовики с двух сторон заблокировали улицу Советскую, где в обед начали собираться люди. Также были закрыты практически все выходы на близлежащие улицы. Колонна двинулась на Большую Троицкую, которую тоже заблокировали. Здесь, на перекрестке с Виленской начались жесткие задержания. По информации гродненских правозащитников, в областном центре в воскресенье, 20 сентября, были задержаны около ста человек, в том числе гродненский историк, профессор Варшавского университета Алесь Смоленчук и актер областного драмтеатра Сергей Куриленко.