+4 °С облачно
€ - 2.84 р.
$ - 2.44 р.

«Музыку нужно слышать сердцем»: как житель Гродно сделал десятки экзотических музыкальных инструментов и начал играть этнические мелодии

«Музыку нужно слышать сердцем»: как житель Гродно сделал десятки экзотических музыкальных инструментов и начал играть этнические мелодии

История Игоря Адасика не совсем обычная. Он не играл с детства на фортепиано, не проводил часы со скрипкой, не рвал струны на гитаре в юности и до одиннадцатого класса вообще не любил музыку. В школе учился в физико-математическом классе, поступил в ГрГУ имени Янки Купалы, где несколько лет осваивал профессию инженера-приборостроителя.

Что привело молодого гродненца к тому, что он своими руками сделал десятки экзотических музыкальных инструментов и начал играть этнические мелодии, узнавали корреспонденты журнала «Гродно».

Вдохновила погремушка

– Когда родилась старшая дочка и я оставался с ней, то понимал, что её надо было как-то развлекать. А как развлекать? Погремушками, конечно! И тут я понял, что хочется шуметь и стучать. В ход шло всё, даже детали от конструктора! Стучал по всему, что попадало под руку, пока не купил барабан, – смеётся Игорь. – Хотел освоить ударную установку, но в итоге купил пару небольших этнических барабанчиков – дома с ними удобнее, чем с установкой. Потом начал изучать ударные инструменты разных культур и осваивать музыкальную грамоту. Экспериментировал с тембрами и различными звуками, сделал свои первые инструменты… Это было лет восемь назад.

Простой гродненский парень признаётся, что узнал о музыке и об искусстве игры на ударных много нового.

– Когда-то я считал, что белорусские ударные инструменты – это бубен и барабан. На самом деле их очень много и все они разные! Свои инструменты я делаю по образцам, которые нахожу в книгах, каталогах, фильмах, интернете.

Игорь, как настоящий Дед Мороз с подарками, показывает нам то, что принёс с собой в редакцию. Признаемся честно, каждый инструмент хотелось взять в руки и немного «побренчать». Неважно, что это: африканский барабан, маракасы или десяток ракушек, соединённых толстой нитью! Любая такая самоделка зачаровывает своим звучанием.

Несколько раз Игорь вместе с женой Ксенией проводили занятия для детей, где не только осваивали инструменты народов мира, но и учились их делать своими руками.

– Одно из таких занятий мы провели в частном детском саду, и называлось оно «Ритмы народов мира». Во время нашего выступления дети зачарованно слушали этническую музыку, а после мы вместе с детьми и родителями создавали музыку сами. Приятно было смотреть, как у детишек горели глаза от восторга!

120 инструментов

У Игоря дома хранится более сотни музыкальных инструментов, значительная часть – самодельные.

– Когда количество инструментов перевалило за сто двадцать, я просто перестал их считать, – признаётся музыкант. – Мне стало жутко интересно даже не столько иметь определённый инструмент, сколько сделать его самому.

Идеи сделать тот или иной инструмент приходят достаточно часто – во время подготовки в концертам, в процессе записей альбомов. Нужную информацию можно найти во Всемирной паутине, библиотеках, у коллег по цеху. Любимый инструмент Игоря – большая деревянная коробка под названием «кахон» – ударный музыкальный инструмент родом из Перу. С испанского название переводится как «ящик».

– Он очень популярен во всём мире. К тому же очень удобный, и я на нём играю практически всё: от фолка до джаза. Кахон универсален, поэтому с его появлением я резко перестал играть на многих других инструментах. Хотя на некоторых концертах я использую ещё и различные этнические барабаны – бубны, бонги и дарбуки, но во многих случаях ограничиваюсь кахоном. Ещё пользуюсь многочисленными шумовыми инструментами и шейкерами. Для каждой песни нужны свои определённые инструменты, поэтому их у меня в коллекции очень много.

В коллекции Игоря много интересного: египетский рик, сделанный из кожи верблюда, арабские и китайские бубны из кожи козла, маракасы из кокосов, белорусский бубен и бонго – традиционный кубинский инструмент. Что-то дарят друзья, что-то приходится покупать, но очень многое в коллекции музыканта сделано своими руками. Для создания нового музыкального инструмента Игорь чаще всего использует дерево: дуб, ясень, сосну, берёзу. Но для необычного музыкального звучания подходят даже ракушки и кокосы!

«Балтский субстрат»

Игорь признаётся, что успевает играть в разных коллективах.

– В Гродно выступаю на концертах с известными бардами Татьяной и Павлом Соловьёвыми. Часть репертуара – это народные песни в нашей обработке. Мы часто ездим на фестивали, выступаем как в Беларуси, так и за её пределами. В октябре прошлого года ездили на концерт в Ригу.

С гродненским кавер-бендом LAVI! несколько лет назад Игорь записал кавер на песню «Иномарки» группы «Би-2».

– Перед Новым годом «Би-2» проводили конкурс кавер-музыки. По итогам мы попали в десятку лучших! Было очень приятно.

Ещё Игорь «варится» в международном проекте с интересным названием «Балтский субстрат».

– Я его называю московско-балтско-белорусско-польским проектом. Группа «Балтский субстрат» – экспериментальный фолковый белорусско-балтийский проект, который в основном исполняет авторские и народные песни, – поясняет гродненец.

Значительная часть репертуара коллектива – народные белорусские тексты в собственной интерпретации.

– Лидер коллектива живёт в Москве, хотя родился и долгое время жил в Риге и Минске. Остальные члены коллектива из Минска, Могилёва, Белостока. Мы часто ездим на выступления. Так, перед Новым 2018 годом отыграли концерт в Санкт-Петербурге.

Игорь Адасик не ограничивает себя одним стилем, поэтому играет то, к чему лежит душа: поп, рок, латина, арабика, джаз, фолк.

– Ударник может найти своё вдохновение и в классической музыке, – добавляет музыкант.

Сыграть атмосферу

– Ритм может сыграть любой, а ты сыграй атмосферу, – цитирует своего знакомого музыканта наш собеседник, и мы прекрасно понимаем, что музыку нужно услышать не ушами, а сердцем.

– Чтобы сыграть, например, танго, надо его прочувствовать. Вот и приходится смотреть, как играют его аргентинцы, с какими эмоциями, чтобы перенести в музыку определённую атмосферу и при этом не испортить ничего большим количеством инструментов. На записях и репетициях стараюсь тщательно искать нужный звук. Поэтому в одной песне звучит всего лишь один инструмент, а в другой – девять разных инструментов, соответственно, девять звуковых дорожек. На записи можно сыграть на девяти инструментах сразу, а на концерте у меня только две руки. Иногда получается стучать ногами – для этого у меня есть специальный тамбурин. Главное при этом – не сбиваться и не перебивать других. Ведь можно сыграть плохо и на одном инструменте, а тут целых три!

Меня вдохновляют люди, с которыми я творю музыку. Мне повезло с коллегами, потому что мы понимаем друг друга с полувзгляда. Самое приятное, что они друзья не только на сцене, но и по жизни. Так случилось, что со многими очень сильно сдружился. Сейчас я пишу альбом для своего друга Ромы Абрамчука. С ним мы играем белорусскоязычную музыку, где встречаются элементы танго, лайт-рока, фьюжн. С Ромой интересно работать, с ним я записал свои лучшие песни, спасибо ему за это большое.

В свою очередь мы поблагодарили Игоря за такую интересную, с экзотическим акцентом, встречу. Признаться, все инструменты, сделанные руками музыканта, завораживают с первого взгляда. Руки сами так и тянутся к аккуратно вырезанным необычным штучкам из дерева, кожи, ракушек и кокосов. Это схоже с любопытством первоклассника, перед которым в одночасье открылись двери в другой, неизведанный ранее мир. Мир, наполненный музыкой народов Земли.

Смотрите также
11:45 Вчера
Как под Лидой живет самая «электромобильная» прабабушка. Репортаж
В проекте «Не слабо по-лидски: видеожурнал личных рекордов и достижений» Данута Ивановна Сильванович могла бы пройти сразу по двум номинациям.
11:32 Вчера
Куда ехать на отдых, когда закончится тепло (СПИСОК)
Сегодня рассказываем про страны, куда можно поехать, когда на родине закончилось солнце и лупит в лицо дождь. Напомним диспозицию: Турция заканчивает сезон и отваливается, Иордания тоже почти все, Египет гордо подхватывает знамя единственного чартерного направления для белорусов. Все это не подходит? Собрали альтернативные направления и цены.
11:18 Вчера
Тяжелобольному мальчику из Сморгони нужна коляска
Фёдор Мысский из Сморгони имеет сложный диагноз – ДЦП. В марте Феде исполнилось 18 лет, а с наступлением совершеннолетия парень уже считается взрослым инвалидом 1 группы. Состояние Феди – тяжелое. Он не может самостоятельно сидеть, ходить, у него нет навыков самообслуживания, практически отсутствует речь. Все эти 18 лет мама Феди – Елена Ивановна – фактически одна занимается уходом за тяжелобольным ребенком и его воспитанием.
11:11 Вчера
Могут ли школьников Беларуси отправить на досрочные каникулы?
Белорусских школьников не отправят на досрочные каникулы в связи с непростой эпидситуацией в стране, заявили в Министерстве образования.
11:03 Вчера
Как в Гродно пациенты восстанавливаются после COVID-19?
Излечиться полностью и восстановить лёгкие. Гродненские медики помогают пациентам оправиться послекоронавируса – он помолодел, но при этом стал агрессивнее и тяжелее. За год реабилитацию в седьмой городской поликлинике прошли около трёхсот пациентов. Елена Бережная узнавала, как возвращаются к жизни люди, победившие COVID.
10:55 Вчера
Что стало с детьми мигрантов, которых находили на польской границе
Миграционный кризис на границах Беларуси и стран ЕС продолжается, и на Гродненском участке в последние недели разворачивались трагические события, в том числе при участии детей.
10:28 Вчера
В Гродно начали вакцинировать беременных и кормящих женщин
Особую агрессивность четвертой волны коронавируса отмечают многие врачи. Более того, теперь среди основных групп риска — беременные женщины. По словам главного внештатного инфекциониста Минздрава Игоря Карпова, такова особенность штамма «Дельта»: «Количество тяжелых пациенток, в том числе в европейских странах, значимо. Отсюда исходит факт, что беременных необходимо вакцинировать».