+9 °С ясно
€ - 3.04 р.
$ - 2.56 р.

Сколько стоит вернуть к жизни ретротехнику: как житель Гродно реставрирует и коллекционирует автомобили

Сколько стоит вернуть к жизни ретротехнику: как житель Гродно реставрирует и коллекционирует автомобили

Имя гродненца Сергея Мукасея у любителей ретротехники на слуху. Реставрацией и коллекционированием автомобилей он начал заниматься еще в конце 1980-х. Сейчас это хобби разделяют девять единомышленников, объединившихся в клуб.

Сергей Мукасей был владельцем престижных по тем временам “Жигулей” шестой модели, когда увидел на Брестчине в частном гараже шестиметровый ЗИМ-12, пишет «Народная Газета».

Послевоенный лимузин, на котором ездили представители партийной верхушки, в свое время попал сюда из Москвы и уже давно ржавел за ненадобностью. Сергей Витольдович вспоминает, что у него от такого раритета дыхание перехватило:

— Я тогда не задумываясь поменял почти новую “шестерку” на 39-летний ЗИМ. Люди в моем окружении не понимали такого порыва. Чтобы восстановить эту машину, понадобилось немало времени. Она и сейчас на ходу.

Уже годы спустя на выставке в Москве Сергей Витольдович увидел знаменитого собрата своего автомобиля — ЗИС-110, на котором ездил сам Сталин. Машина продавалась за миллион долларов. К слову, другие восстановленные авто этой марки сегодня стоят около 150 тысяч долларов. Свои же машины Сергей Мукасей не продает, считает, что у них другое предназначение — коллекционное. А три года назад осуществилась его давняя мечта — в Гродно было зарегистрировано любительское объединение “Культурно-исторический автомотоклуб “Винтаж”, основателем и руководителем которого он является. Так что сейчас Сергей Витольдович в команде таких же девяти неугомонных единомышленников. Многие знаковые городские мероприятия, парады открывает уникальная колонна автомобилей, которые вернули к жизни их умелые руки.

Сергей Мукасей открывает дверь мастерской. Первым бросается в глаза ЗАЗ-965. Крошка “Запорожец” стилизован под божью коровку, даже забавные рожки приделаны.

— Эта машина вызывает восторг у детворы, — улыбается Сергей Витольдович. — Разумеется, есть у нас и техника посерьезнее.

Он снимает чехол с соседней машины — и взору предстает свадебная карета, сделанная на базе Mercedes-Long 1970 года выпуска. Это своеобразный лимузин — три ряда сидений. Оригинальная задумка впечатляет. Не менее интересны знаменитая советская “Победа”, которой 67 лет от роду, и военный ГАЗ-69. Всего же в коллекции “Винтажа” более десяти автомобилей и пять мотоциклов. И это только начало.

В СССР личное авто было предметом роскоши: “Жигули”, “Москвич” были доступны далеко не каждой семье, не говоря уже о “Волге”. Сегодня дороги и дворы запружены в основном иномарками — и новыми, и видавшими виды. Тем не менее советские автомобили в последние годы снова в цене. Упомянутый ЗИМ, к примеру, тянет на 80 тысяч долларов. А сколько сил и средств уходит на то, чтобы превратить “металлолом” в дорогой раритет? Сергей Мукасей раскрывает некоторые нюансы:

— Реставрация автомобилей — дорогое хобби. И с каждым годом цены на ретротехнику растут. Машины стареют, их количество уменьшается, все это сказывается на стоимости. Чтобы восстановить один автомобиль, нужны, как правило, три донора аналогичной модели и того же года выпуска. Их предстоит разобрать, почистить, покрасить. И сам автомобиль мы полностью перебираем. Последний штрих — покраска. В итоге на реставрацию уходит около года при условии, что есть все запчасти.

Что же касается цены, она — в руках мастера и в немалой степени зависит от его способности найти детали подешевле. За необходимой частью автомобиля настоящие реставраторы могут даже отправиться за границу. И к гродненцам приезжали с той же целью мастера из России и Эстонии. Автомобиль под восстановление можно найти и за пару сотен долларов. Но это будет не машина, а одно название, поэтому обычно мастера изначально на цене не слишком экономят.

Во сколько же примерно обойдется реставрация модной нынче “Волги ГАЗ-21”, если брать детали в Москве, где на них большие спрос и предложение? Одна только накапотная фигурка “Олень” стоит примерно 280 рублей, плюс лодочка для нее — более 40, решетка радиатора обойдется в 110—1200 рублей, бампер в сборе — еще 1,5 тысячи, колпаки колес потянут на 90 рублей и так далее. По некоторым подсчетам, затраты на скрупулезную и основательную реставрацию машины составят около 35 тысяч рублей. Но это если все запчасти искать, например, на российских рынках. По словам Сергея Мукасея, в Беларуси цены на ретрозапчасти значительно ниже, можно уложиться и в полсуммы. Разумеется, самое дорогое в таком автомобиле — работа мастера.

Год назад “Винтаж” удивил гродненцев моторикшей, созданной на базе первого советского трицикла “Муравей”. А к нынешним новогодним праздникам здесь восстановили старинные сани, которые нашли в одной из деревень Гродненского района. Судя по ковке и другим элементам, они были сделаны в начале ХХ века и предназначались для выездов по торжественному случаю. При реставрации, кроме полозьев, на сани установили колесики, что позволяет использовать их и в бесснежную зиму.

Сейчас гродненские умельцы вплотную подошли к теме эволюции велосипеда, в мастерских уже немало и двухколесных раритетов. Колдуют они и над ГАЗ-67 Б, который “служил” в Красной Армии еще в годы Великой Отечественной войны.

Сергей Мукасей не скрывает амбициозных планов клуба — создать в Гродно при поддержке таких же неуемных людей музей ретротехники.

Смотрите также
18:35 Сегодня
Погода в Гродно на выходные: теплые дни, холодные ночи и без осадков
Вопреки изначальным прогнозам, пока что в Гродно не пришла холодная и серая осенняя погода. Несмотря на то, что синоптики обещают на выходных холодные ночи, в дневное время будет ясно, солнечно и тепло. Температура воздуха достигнет +20 градусов.
16:04 Сегодня
"Только сектанты ходят и показывают эти знаки". Игумения Гавриила - о гродненцах, которые выходят на акции протеста
17 сентября в Минск-Арене прошел провластный женский форум «За Беларусь». На нем на сцене выступила с речью Игумения Гавриила из Свято-Рождество-Богородицкого женского монастыря в Гродно. 
15:31 Сегодня
Сестры Груздевы из Гродно на провластном концерте: «Мы понимаем, что эта вся неразбериха уже осталась где-то позади»
В четверг, 17 сентября, на "Минск-Арене" прошел женский форум "За Беларусь". В столицу из разных регионов страны привезли 13 тысяч девушек и женщин.
14:54 Сегодня
Прокуратура начала вычислять родителей, которые ходили на акции с детьми. Что им грозит?
Минские прокуроры начали устанавливать родителей, которые участвовали в акциях с малолетними детьми. Прокуратура направила в милицию соответствующее письмо. «Компетентные органы впоследствии будут проинформированы о данных фактах для рассмотрения вопроса о возможном семейном неблагополучии», — говорится на сайте Генпрокуратуры Беларуси.
14:23 Сегодня
«Разворачивают даже с пачкой кофе». Таможня ввела бестоварный въезд в Беларусь?
Читатели сообщают, что на погранпереходе «Варшавский мост» людей не пускают с товаром, разворачивают даже с пачкой кофе. «Никаких нормативных документов не предоставляют. Говорят, в Беларуси введен бестоварный въезд», — рассказывают люди. 
14:08 Сегодня
Белорусам начали рассылать SMS с просьбой сообщать о «незарегистрированной символике»
Абонентам белорусских мобильных операторов стали приходить СМС-сообщения с просьбами сообщать в милицию о «действиях, которые нарушают правила общежития» и «незарегистрированной символике».
13:46 Сегодня
В Гродно мужчина на презентации купил товаров на 4 тыс. рублей. Суд обязал вернуть деньги
Суд Октябрьского района Гродно защитил интересы мужчины, который приобрел матрас на презентации.