+16 °С облачно с прояснениями
€ - 3.03 р.
$ - 2.60 р.

«Трудно было привыкнуть к палящему дневному солнцу и леденящему холоду ночей». Житель Лиды вспоминает о войне в Афганистане

«Трудно было привыкнуть к палящему дневному солнцу и леденящему холоду ночей». Житель Лиды вспоминает о войне в Афганистане

Карьера военного у Геннадия Жданова могла не состояться, но сильные стороны характера и целеустремленность стали важными факторами на пути к осуществлению мечты. Служба в большинстве своем оставила положительные впечатления, однако был период, когда пришлось бок о бок столкнуться с настоящей войной – войной в Афганистане.

Геннадий родился в 1963 году в семье инженера. Отец Валентин Петрович и мать Лидия Ивановна работали в то время на секретном предприятии города Курска. С малых лет они воспитывали в сыне уважение к старшим, прививали любовь к труду.

– После окончания средней школы я сразу же поступил в Белгородский механико-технический техникум, а в 1982 году был призван в армию, – рассказывает "Лидской газете"  Геннадий. – Служил механиком-водителем в батальоне связи. Воинская часть находилась очень далеко от родного дома – в Приморском крае, в поселке Смоляниново. Время, проведенное в армии, меняет людей, делает их более рассудительными. Уже через шесть месяцев после начала службы принял решение поступать в авиационное училище. Как и каждый молодой человек, воспитанный на подвигах великих авиаторов, я хотел стать летчиком.

Отец с гордостью отнесся к стремлению сына. То, что Геннадий Жданов решил стать офицером, неудивительно: его дед сражался на фронтах Великой Отечественной войны, защищал родную землю, дошел до Берлина и погиб за три дня до Победы. Поэтому в семье Ждановых с трепетом хранили память о его героических подвигах.

Но на предварительной комиссии врачи констатировали: «По состоянию здоровья не годен к летному обучению». Любого другого это выбило бы из колеи, но не Геннадия Жданова. Молодой человек твердо решил связать свою жизнь с авиацией и в 1983 году поступил в Калининградское военное авиационно-техническое училище по специальности «Радиоэлектронное оборудование самолетов».

– Спустя три года я получил свои первые офицерские погоны, – вспоминает собеседник. – Меня распределили в городской поселок Засимовичи Пружанского района, где шло формирование 206-го отдельного штурмового полка. Помню, как поздно вечером с женой и ребенком приехал к новому месту службы. Возникли вопросы: где разместиться, как организовать семейный быт, куда разгрузить вещи? Выручило офицерское товарищество: дежурный по воинской части разрешил переночевать у себя дома, а уже на следующий день я получил ключи от служебной квартиры.

Полк состоял из трех эскадрилий. Геннадия определили в группу радиоэлектронного оборудования. Для размещения самолетов необходима была новая инфраструктура аэродрома. Личный состав своими силами строил помещения для техников, места укрытий самолетов, выполнял другие важные задания, параллельно самостоятельно изучая самолет Су-25. Эта задача усложнялась нехваткой литературы, специалистов по эксплуатации новой техники и преподавателей. Но к боевой учебе авиаторы относились серьезно, ведь они понимали: совсем скоро придет их очередь лететь в Афганистан.

– Накануне личный состав собрали в клубе и объявили о предстоящей командировке, – говорит Геннадий Валентинович. – Спросили, есть ли желающие остаться. В тот момент я даже не сомневался в правильности решения. Знал, что мои навыки будут востребованы сослуживцами, помогут в выполнении поставленных задач.

По прибытии в Афганистан состоялся короткий инструктаж: «Из-за снайперов где попало не курить, под светом не ходить». Началась рутинная работа по подготовке самолетов к боевым вылетам, исключение составляли только дни с плохой погодой, а некоторое «разнообразие» вносили ночные обстрелы, походы в магазин, где приходилось около часа простоять в очереди на улице. Трудно было привыкнуть к пятидесятиградусной дневной жаре, палящему солнцу в горах и леденящему холоду ночей. Отсутствие растительности и гористая местность вызывали чувство тоски по родным местам.

– Так как климат в Афганистане был сухой, отказа радиоэлектронного оборудования во время вылетов практически не случалось, – продолжает беседу Геннадий Жданов. – Поэтому я по большей части помогал в подвеске авиационных средств поражения. Служба проходила относительно спокойно, но утром 13 ноября 1988 года начался обстрел Кабульского аэродрома, во время которого одна из ракет попала в жилой модуль с летчиками. Погибло одиннадцать человек из соседнего авиаполка. Этот трагический случай явился ярким подтверждением того, что война шла совсем рядом. К сожалению, потери не обошли стороной и наш 206-й авиационный полк. При выполнении боевого задания погиб летчик Борис Гордиенко, который посмертно был награжден орденом Красного Знамени.

В 1989 году было принято решение о выводе советских войск из Афганистана. За период боевых действий летчиками 206-го отдельного штурмового авиационного полка было выполнено 6628 боевых вылетов, из них 812 – ночью. Геннадий Жданов был награжден медалью «За боевые заслуги».

В 1993 году полк был переформирован в 206‑ю авиационную базу и перебазирован в Лиду, на старейший в Беларуси аэродром. В 2005 году на вооружение поступили учебно-тренировочные самолеты Л-39. Геннадий Валентинович с радостью согласился перейти в новую эскадрилью. Он знал, что сможет стать примером для молодых специалистов, так как имел большой опыт эксплуатации систем этого самолета.

Свою службу Жданов закончил в 2008 году. Умение вовремя и в срок подготовить самолеты к вылету, способность обучить молодых офицеров – эти качества пригодились ему, когда командование авиабазы предложило остаться в армии в качестве гражданского специалиста. До сих пор он продолжает свою деятельность в 116-й ШАБ и передает свой опыт лейтенантам, готовит молодежь к своевременному выполнению поставленных задач. В своей работе Геннадий Валентинович старается сформировать чувство уверенности в профессии, способность встать на защиту своей Родины, если это понадобится. Геннадий Жданов – яркий пример того, каким должен быть настоящий офицер, преданный своему Отечеству, долгу и присяге.

Читайте также: Водитель из Гродненского района рассказал о своей службе в Афганистане

Смотрите также
01:00 Сегодня
«Сзади силовик, впереди — тоже». Пассажир таксиста, который увез протестующего, рассказал, как всё было
Вчера вечером в Сеть попало видео, снятое очевидцем на улице Берута в Минске: таксист увез убегавшего от силовиков парня. Ролик активно обсуждают пользователи, мол, события на нем развивались как в настоящем кино.
19:56 Вчера
В августе в Беларуси сократилась средняя зарплата. Что в Гродненской области?
Средняя зарплата в Беларуси в августе составила 1276,4 рубля, сообщает Белстат. Эта сумма на 11,1 рубля меньше, чем в июле. Средняя зарплата упала как в Минске, так и в областях, кроме Витебской, где она осталась на прежнем уровне (выросла примерно на 30 копеек).
15:57 Вчера
26 родителей, которых заметили на акциях протеста с детьми, уже привлекли к административной ответственности
В Правительстве прошло заседание Национальной комиссии по правам ребенка. Рассматривался вопрос о межведомственном взаимодействии в вопросах профилактики вовлечения детей в несанкционированные мероприятия. Отмечено, что в последнее время зафиксированы случаи участия учащихся и студентов в таких мероприятиях. При этом, как подчеркнул заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко, особую тревогу вызывает присутствие на подобных мероприятиях несовершеннолетних, что подвергает их опасности.
13:40 Вчера
Генпрокурор Швед: "Ни один организатор и участник несанкционированных акций не уйдет от ответственности"
Ни один организатор и участник несанкционированных акций не уйдет от ответственности.
13:33 Вчера
Сестры Груздевы, побывавшие на инаугурации Лукашенко: "Нам заранее не сообщали, какое мероприятие это будет"
23 сентября в Минске состоялась "тайная" церемония инаугурация Александра Лукашенко. Мероприятие не анонсировалось, приглашенные гости до последнего момента не подозревали, зачем их свозят в Дворец Независимости.
12:54 Вчера
В «Брузгах» и «Привалке» раздали бесплатные обеды водителям, застрявшим на границе
Сразу 300 бесплатных обедов раздали волонтеры Е100 дальнобойщикам, ожидающим прохождения белорусской границы в эту среду. Так прошла четвертая по счету акция в поддержку водителей, организованная благотворительным проектом E100 Family* международного холдинга Е100.