+7 °С облачно
€ - 3.08 р.
$ - 2.64 р.

Яндекс.Такси — всё? В Беларуси появился проект указа о пассажирских перевозках

Некоторое время назад власти обещали навести порядок на рынке такси. И вот недавно появился проект указа «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров». Если все, что там перечислено, будет принято, то рынок такси ждут серьезные перемены.



AUTO.TUT.BY посмотрел, что предлагают записать в документе, и узнал у участников рынка их мнение по возможным новшествам.

Что хотят изменить: такси только для работы, с каждым водителем — трудовой договор

Вот какие основные моменты прописали авторы проекта документа.

  • Ввести регистрационные карты для автомобилей-такси. Регистрационная карта выдается на каждое транспортное средство, участвующее в осуществлении регулярных пассажирских перевозок, причем использовать автомобиль-такси в личных целях запрещается.
  • Водители должны работать с компаниями-перевозчиками только на основании трудовых договоров. Договоры подряда исключаются, то есть перевозчик должен будет принимать водителей на работу в штат.
  • Деятельность в качестве диспетчера такси может осуществляться юридическими лицами с местом нахождения в Республике Беларусь на основании карты-допуска диспетчера. Выдача карты обойдется в 100 базовых величин.

Авторы этих изменений объясняют, что после отмены лицензирования этого вида деятельности в 2017 году участились случаи недобросовестной конкуренции. В частности, не соблюдается режим труда и отдыха, транспортные средства не проходят необходимый контроль. Это позволяет снижать расходы и устанавливать более низкие тарифы по сравнению с конкурентами, которые осуществляют регулярные перевозки. Кстати, еще в октябре прошлого года Минтранс предлагал вернуть лицензирование такси.

Толчком к развитию недобросовестной конкуренции, по мнению разработчиков указа, послужил приход на рынок электронных информационных систем, используемых диспетчерами такси, зарегистрированными за пределами Беларуси, которые «занимают деструктивную позицию и способствуют совершению перевозчиками нарушений законодательства о транспорте».

Использование трудовых договоров позволит при приеме на работу подтверждать водительский стаж, проходить обучение, курсы повышения квалификации водителю. Договоры подряда, по которым сейчас многие водители работают с компаниями-перевозчиками, такой возможности не предоставляют.

Яндекс.Такси — всё?

Конечно, нужно понимать, что появление проекта указа не говорит о том, что именно в таком виде документ будет подписан и заработает. Вместе с тем, стоит посмотреть, чем предлагаемые новшества аукнутся для таксистов. В первую очередь возникает вопрос — а дадут ли дальше работать крупным агрегаторам типа Яндекс.Такси.

Традиционные службы уже не раз устраивали забастовки, требуя равных условий работы на рынке с агрегаторами. Так, в апреле прошлого года гомельские таксисты собирались, чтобы привлечь внимание к работе сервиса «Максим». О проблемах рынка регулярных пассажирских перевозок рассказывал и руководитель одной из столичных служб, опасаясь того, что его бизнес близок к закрытию из-за недобросовестной конкуренции.

— В первую очередь указ ударит по большой прослойке населения — как водителей, так и пассажиров. Водители, которые благодаря подработке в такси могли хоть как-то улучшать благосостояние семьи, лишатся этой возможности, так как согласно указу они должны быть штатными сотрудниками перевозчика, — рассуждает о проекте документа директор по корпоративным отношениям группы компаний Яндекс.Такси Александр Высоцкий. — Не лучше и водителям, для которых перевозка пассажиров — главный вид деятельности: они не смогут работать на собственных авто, не смогут работать как ИП, самозанятые или по договору подряда, не смогут оказывать услуги, которые приносят дополнительный заработок — например, доставку. А пассажиры столкнутся с возвратом рынка на 10−20 лет назад, когда такси приходилось ловить на улице или заранее заказывать по телефону, ждать по 20, а то и по 40−50 минут, ехать задорого и с минимальным уровнем качества.

При этом, по мнению Александра Высоцкого, проект указа в существующем виде не поможет устранить проблемы, на решение которых он рассчитан: прежде всего собираемость налогов и повышение безопасности поездок. По опыту и России, и многих других стран попытки внедрить подобное регулирование вынуждают рынок уйти в «серую» зону, что автоматически лишает государство поступления денег в бюджет. А о контроле за безопасностью поездок на «сером» рынке, когда основная масса перевозок приходится на «бомбил», тоже можно забыть.

Что касается запрета на работу иностранных юрлиц, то в Яндекс.Такси постоянно подчеркивают, что само текущее законодательство не дает онлайн-платформам этого сделать, ведь для организации платежей компании нужна банковская лицензия.

Не спешат радоваться возможным жестким мерам в отношении конкурентов и в традиционных службах такси.

— Я не раз говорил, что даже нынешнее законодательство позволяет навести порядок в сфере такси. Что мы на сегодняшний день имеем? Я думаю, со стороны пассажиров жалоб особых нет, кроме как на то, что отдельные таксисты задирают тарифы. Но как раз на эту проблему новая редакция не обращает никакого внимания. Тарифы по-прежнему никак не регулируются, — отмечает Олег Радкевич, руководитель столичной службы «Столица 135».

Фото: Павел Мурашко

Он предлагает рассуждать с точки зрения пассажира, которого в первую очередь заботит безопасность.

— Так как это услуга, где перевозят людей, то должны быть какие-то минимальные требования к водителю. Условно говоря, у него должна быть справка из психдиспансера о том, что ему можно вообще заниматься перевозками, он не должен привлекаться за вождение в пьяном виде. Другими словами, водитель должен быть безопасен для пассажиров.

Что касается машин, то Олег Радкевич убежден, что должен быть какой-то их список — пусть это будет разрешение, лицензия или бляха (как их называют в Нью-Йорке).

— Это предполагает само по себе, что данный автомобиль приспособлен и безопасен для перевозок с технической точки зрения. Как правило, за границей это решается некой процедурой дополнительного осмотра. При этом я допускаю, что не требуется оборудование автомобиля таксометром, если он осуществляет поездки по безналичному расчету с использованием электронной информационной системы. Мы уже используем такую программу, причем она разработана и зарегистрирована в Беларуси.

Олег Радкевич говорит, что даже в нынешних условиях рынок такси развивается и нет необходимости радикально пересматривать законодательство.

У Вас есть интересная новость или желание рассказать о достойном человеке и его делах? Тогда пишите на нашу почту news@015.by или в Viber/Telegram +375 (29) 210-5500. Также присылайте сюда - @grodno015_bot

Хочешь получать свежие новости еще быстрее?

Присоединяйся к нам в Viber

Подписывайся на наш Telegram

Смотрите также
21:55 Вчера
Погода в Гродно на выходные: пасмурно, прохладно и туманно
На стыке двух осенних месяцев погода в Гродно не порадует — будет пасмурно, туманно и довольно прохладно.
21:41 Вчера
Страсти на гродненском море: почему путь к воде преграждают бетонные блоки, и есть ли будущее у водохранилища?
Рыбаки хотят приезжать к берегам на машинах, а не идти пешком, но им не дают и ставят на пути бетонные блоки. Другие мечтают взять разливы в аренду, но этому мешает генплан развития. Есть ли будущее у Гродненского моря, или берега так и останутся дикими?
19:47 Вчера
На БелАЭС в Островце выполнен пробный пуск турбины первого энергоблока. Каковы результаты?
На Белорусской АЭС (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик — Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом») специалисты выполнили одну из самых важных и ответственных операций на этапе подготовки блока к началу выработки электроэнергии - вывод на номинальные обороты холостого хода (без включения в сеть) роторов турбогенератора.
18:52 Вчера
"Азотовцы" рассказали о забастовках и увольнениях: «Не собираюсь работать там, куда загоняют силой»
На «Гродно Азот» уволены как минимум 16 человек. Смены работают не в полном составе.
17:58 Вчера
Под Сморгонью 18-летний парень в пьяной драке избил мужчину и оставил умирать на обочине
Утром 25 октября в милицию поступило сообщение об обнаружении тела 48-летнего мужчины в д. Большая Мысса Сморгонского района без признаков жизни.
17:32 Вчера
«Я выбираю совесть». Из ГрГУ увольняется доцент, известный гродненский фотограф
Гродненский фотограф, преподаватель кафедры журналистики ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат исторических наук, доцент Сергей Морозов принял решение уволиться из университета с 1 ноября.
17:23 Вчера
Замещать сотрудников «Гродно Азота» зовут с других заводов. Гендиректор прокомментировал ситуацию
Гендиректор «Гродно Азот» Игорь Бобырь высказался по ситуации на предприятии и стачкоме. «Группа из пары десятков человек, подстрекаемая извне и формулирующая себя стачкомом, пытается „убить“ завод», — убежден гендиректор. Его слова приводит издание завода. Он сообщил, что на предприятии сформировали резерв специалистов, в том числе из «опытных кадров из других регионов и предприятий». По словам Игоря Бобыря, «желающих оказалось даже больше, чем требуется». По нашей информации, работников на «Гродно Азот» искали на Гомельском химзаводе, на «Могилевхимволокно» и на «Нафтане». Тем временем некоторые работники «Гродно Азот» по-прежнему отказываются приступать к работе, число участников стачкома растет.