+24 °С облачно с прояснениями
€ - 3.03 р.
$ - 2.60 р.

"Водитель не может сидеть за рулем автобуса в 70 лет". Чиновник и депутаты — о пенсионном возрасте

"Водитель не может сидеть за рулем автобуса в 70 лет". Чиновник и депутаты — о пенсионном возрасте

Международный валютный фонд советует властям Беларуси повысить пенсионный возраст и взяться за занятость тех, кто старше 55 лет. Иначе сокращение рабочей силы заметно повлияет на нашу экономику.

FINANCE.TUT.BY расспросил чиновников и депутатов о том, что они думают о дальнейшем повышении пенсионного возраста. Тем более что президент недавно поручил чиновникам оценить эффективность пенсионной реформы.

В Беларуси сейчас мужчины выходят на пенсию в 61,5 года, женщины — в 56,5. В 2022 году пенсионный возраст мужчин составит 63 лет, а женщин — 58 лет.

«Пенсионный возраст должен быть одинаков. У нас женщины крепче и живут дольше»

Глава ЦИК Лидия Ермошина уверена, что повышение пенсионного возраста — это неизбежность.

— Мне 66 лет, и я еще работаю. Так что я считаю, что рабочий возраст до 65 лет — это вполне реально и уже применяется большинством наших соседей, по крайней мере европейских, — говорит Лидия Ермошина. — Возьмем, например, страны Балтии, которые пошли в Евросоюз. Повысился пенсионный возраст и в США: был 66 — уже 68. Растет продолжительность жизни, улучшается медицина, люди дольше остаются в трудоспособном состоянии. При этом ухудшается демография, становится меньше тех, кто может работать и обеспечивать пенсионеров. Конечно, повышение пенсионного возраста — это неизбежность, к которой мы тоже придем. Все зависит от того, когда.

По мнению Лидии Ермошиной, к повышению пенсионного возраста нужно подойти дифференцировано.

— Во-первых, я бы сделала пенсионный возраст не таким высоким для женщин, которые родили и воспитали троих детей. А может, даже двоих, с учетом нашей демографической ситуации. В конце концов, мы должны стимулировать рождаемость, и у людей должны быть какие-то дополнительные льготы, — объясняет Лидия Ермошина. — Во-вторых, я бы сократила пенсионный возраст по многим рабочим специальностям. Одно дело работать в кабинете, а другое — на стройке. Поэтому, если люди работают, например, на стройке или на других тяжелых физических работах, пусть это предусматривает какой-то особый стаж, потому что иначе они просто могут не дожить до этой пенсии.

Глава ЦИК также отмечает, что в Беларуси все еще сохраняется очень большая разница между мужским и женским пенсионным возрастом. Поэтому начать стоило бы с их уравнивания, чтобы женщины «психологически к этому привыкли».

— Наверное, это просто советские взгляды, что мужчины крепче, дольше живут и дольше могут проработать, — считает Лидия Ермошина. — Но жизнь опровергла все: у нас женщины крепче и живут дольше. Хотя, конечно, все зависит от того, какую работу они выполняют. Поэтому, думаю, пенсионный возраст должен быть одинаков. И если идти к дальнейшему повышению, то идти одновременно. Но при тех исключениях, о которых я уже говорила: это прежде всего наличие и воспитание детей и физическая работа.

«Проблемы Фонда соцзащиты одним повышением пенсионного возраста не решить»

— Просто так повышать пенсионный возраст в Беларуси не имеет смысла, — полагает депутат Анна Канопацкая. — Нам необходима структурная концептуальная реформа пенсионной системы. К сожалению, наши власти сегодня просто поднимают пенсионный возраст, ничего не предлагая дополнительно. На мой взгляд, нужен переход на накопительную систему. Человек должен понимать: если он сегодня платит отчисления в Фонд соцзащиты, значит, он получает и пенсию ровно в том размере, на который накопил. А не так как сегодня: платишь ты в Фонд 100 рублей или 1000 — пенсии практически равные. Кроме того, должны быть и иные возможности накоплений: страхование дополнительной пенсии, различные инвестиционные фонды, облигации, акции, даже те же банковские вклады. Поэтому, с одной стороны, нужна реформа самой пенсионной системы, а с другой стороны, реформа пенсионной системы невозможна без других структурных экономических реформ. Те проблемы, которые сегодня есть у Фонда соцзащиты, простым повышением пенсионного возраста не решить.

Тем не менее Анна Канопацкая уверена, что даже при переходе на накопительную систему без повышения пенсионного возраста все равно не обойтись.

— Но это должно быть в разумных пределах, — говорит Анна Канопацкая. — Невозможно представить, чтобы тот же водитель сидел за рулем автобуса в 70 лет. Но, с другой стороны, понятно, что здоровые силовики или военные с повышенной пенсией в 40 лет — это тоже ненормально. Поэтому нужно не просто повышать пенсионный возраст для работяг с завода, а проводить структурную реформу пенсионной системы, вместе с реформированием армии, МВД, чтобы те же работники МВД платили взносы в Фонд соцзащиты. Здесь все взаимосвязано.

«Надо шире использовать возможности тех, кто уже достиг пенсионного возраста»

Депутат Ольга Политико считает, что спешить со следующим повышением пенсионного возраста не нужно.

— Мы не так давно повысили пенсионный возраст, полностью этот процесс завершится в 2022 году. Сначала нужно проанализировать результаты уже принятых решений, все продумать и просчитать, спрогнозировать возможные последствия и только после этого предпринимать следующие шаги, — говорит Ольга Политико. — А пока стоит изучать те причины, по которым идет отток рабочей силы, в том числе за границу, и устранять эти причины. Не надо забывать о скрытой безработице и теневой экономике. А еще — шире использовать возможности тех, кто уже достиг пенсионного возраста, в том числе давать возможность желающим получать новую профессию. Также следует шире вовлекать в трудовую деятельность людей с ограниченными возможностями. Надо комплексно решать проблему нехватки трудовых ресурсов.

Смотрите также
15:57 Сегодня
26 родителей, которых заметили на акциях протеста с детьми, уже привлекли к административной ответственности
В Правительстве прошло заседание Национальной комиссии по правам ребенка. Рассматривался вопрос о межведомственном взаимодействии в вопросах профилактики вовлечения детей в несанкционированные мероприятия. Отмечено, что в последнее время зафиксированы случаи участия учащихся и студентов в таких мероприятиях. При этом, как подчеркнул заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко, особую тревогу вызывает присутствие на подобных мероприятиях несовершеннолетних, что подвергает их опасности.
13:40 Сегодня
Генпрокурор Швед: "Ни один организатор и участник несанкционированных акций не уйдет от ответственности"
Ни один организатор и участник несанкционированных акций не уйдет от ответственности.
13:33 Сегодня
Сестры Груздевы, побывавшие на инаугурации Лукашенко: "Нам заранее не сообщали, какое мероприятие это будет"
23 сентября в Минске состоялась "тайная" церемония инаугурация Александра Лукашенко. Мероприятие не анонсировалось, приглашенные гости до последнего момента не подозревали, зачем их свозят в Дворец Независимости.
12:54 Сегодня
В «Брузгах» и «Привалке» раздали бесплатные обеды водителям, застрявшим на границе
Сразу 300 бесплатных обедов раздали волонтеры Е100 дальнобойщикам, ожидающим прохождения белорусской границы в эту среду. Так прошла четвертая по счету акция в поддержку водителей, организованная благотворительным проектом E100 Family* международного холдинга Е100.
12:17 Сегодня
В УВД Гродно рассказали, как прошли протестные акции в день инаугурации Лукашенко
Отделение информации и общественных связей УВД Гродненского облисполкома распространило информацию по итогу несанкционированных акций, которые состоялись в Гродно и регионе 23 сентября.
12:10 Сегодня
В Гродно с поличным задержан «минёр» «альфа-pvp». Ему грозит до 15 лет тюрьмы
24-летний житель Солигорска переехал жить в Гродно. В областном центре он устроился консультантом в салон мобильной связи, а в качестве подработки решил раскладывать «закладки» с «альфа-pvp». 
09:31 Сегодня
В Гродно прошел день без автомобиля. Как это было?
22 сентября – международный день без автомобиля. Традиционно в  этот день экологи и организации, имеющие отношение к делу защиты окружающей среды, призывают оставлять свой автомобиль и использовать другие способы передвижения, по возможности – максимально экологичные. В первую очередь в этот день стараются привлечь внимание к тому факту, как сильно автомобильные выхлопы загрязняют воздух. В этот день в Гродно можно было передвигаться на велосипеде или даже пешком – погода была очень тёплой и комфортной, а также – на общественном транспорте, при чем при предъявлении водительского удостоверения и техпаспорта – бесплатно. Однако судя по показателям качества воздуха в Гродно – если автомобилисты и оставляли своих железных коней дома, то их процент был совсем невелик.