+12 °С переменная облачность, дождь
€ - 2.61 р.
$ - 2.40 р.

Автобизнес умер, дом на сигаретах не построишь. Как граница с Польшей изменила жизнь белорусов

Автобизнес умер, дом на сигаретах не построишь. Как граница с Польшей изменила жизнь белорусов

С начала года нормы ввоза в Беларусь товаров для собственного пользования из-за рубежа уменьшились. Что на протяжении последнего десятилетия делали с гродненским регионом изменения таможенного и пограничного режимов?

Пострадают прежде всего «обычные белорусы»

С 1 января 2019 года можно беспошлинно ввозить товары для личного пользования на сумму не более 500 евро и весом не более 25 килограммов. Для тех, кто ездит чаще, чем раз в три месяца, ограничение составляет 300 евро и 20 килограммов. До сих пор действовало ограничение в 1500 евро и 500 килограммов, чаще трех месяцев - также 300 евро и 20 килограммов. Как это повлияет на жизнь белорусов?

По мнению жителя Гродно Ежи Григенчи, который иногда делает в Польше «закупы», от изменений норм прежде всего пострадают «обычные белорусы», которые ездили, чтобы приобрести товары для собственного пользования, сообщает "Радио Свобода".

«Газовые плиты, холодильники, стиральные машины не пройдут сейчас по весу», - отмечает мужчина.

По его подсчетам, из Польши выгодно возить в семью все, начиная от туалетной бумаги. Даже сахар там в два раза дешевле, чем в Беларуси.

Расцвет для рыночников пришелся на конец 1990-х

Изменение норм существенна для предпринимателей, уверен председатель Совета предпринимателей Южного рынка Гродно Андрей Шестериков. От них зависит, сколько товара можно будет провезти через границу и, соответственно, частота поездок в Варшаву, Лодзь или Белосток.

Предприниматель вспоминает, что расцвет для перевоза товаров из-за рубежа пришелся на конец 1990-х - начало 2000-х.

«Возили стройматериалы, мебель. Не было проблем при таможенном оформлении материала. Все было проще, дешевле ... Потом сплошное усиление контроля», - говорит Шестериков.

«Сейчас сплошное усиление жестокости на грани»

Однако, по мнению собеседника, уход предпринимателей с рынков и торговых центров в основном не связан с ограничениями на границе. На это влияют преимущественно изменения в белорусском законодательстве, например обязательная сертификация товаров легкой промышленности, повышение оплаты за аренду торговых мест.

По словам предпринимателей, сейчас из Польши возят товар всего около 20% ИП, однако, как и раньше, не все легально. Вещи провозят как для собственного пользования. Пошлина повысить цену товара на 20-30%.

Предпринимательница Елена планировала возить товар из Польши, но пришла к выводу, что с введением сертификации в 2016 году это совсем не выгодно.

«Сначала нужно приобрести 3-4 куртки, привезти в Беларусь, сделать в санстанции сертификат. Они же порежут одну куртку во время проверки. Потом снова ехать за большой партией, платить пошлину на границе, платить за склад временного хранения (СВХ)», - говорит женщина.

Она подсчитала, что оформление документов на партию из 50 курток, каждая по 30-40 $, обойдется примерно в 350 долларов. В Москве те же сертификаты на куртки выдают бесплатно.

Прошли времена, когда на сигаретах строили коттеджи

Источник из Гродно анонимно рассказал, что раньше лучше всего можно было заработать на нелегально провезённых в Польшу сигаретах. В легковой автомобиль контрабандиста помещалась 700 блоков сигарет, в микроавтобус - 2 тысячи. За одну поездку в Кузнице на легковушке можно было заработать 2-3 тысячи евро.

На сигаретах можно было заработать 2-3 тысячи евро за раз

Но, говорит собеседник, эти времена прошли полтора года назад, когда поляки начали штрафовать по 400 долларов за один блок сигарет, конфисковывать автомобили. Люди теряли за день по 3-4 «буса» вместе с товаром.

«Сегодня бабушка на велосипеде везет туда два блока. Это ее 20 долларов. Она выигрывает в четыре раза в сравнении с белорусскими ценами на сигареты. Заработает около 80 долларов, купит мяса, других продуктов питания, привезет домой», - объясняет источник.

Сотрудники польской таможни обнаружили около 18500 пачек контрабандных сигарет в микроавтобусе гражданина Беларуси. 19 июля 2017 года.

Протест на границе после ограничений для «бензовозов»

Еще одно средство дохода - топливо, слитое полякам. Ранее с одного бака можно было заработать сто долларов, сейчас - около 15, только чтобы окупилась дорога.

В 2011 году белорусам ограничили выезд за пределы Таможенного союза на автомобиле сначала до одного раза за 5 дней, а позже - до одного раза за восемь дней. Тем, кто ехал чаще, нужно было заплатить пошлину на топливо.

Негодование белорусов вылилось в стихийный протест нескольких сотен водителей с перекрытием пограничного перехода Брузги 12 июня 2011 года. На переговоры с протестующими приехал тогдашний руководитель Гродненского облисполкома Семен Шапиро. После неудачной попытки диалога он приказал ОМОНу разогнать протест. 22 человека задержали, 14 из них получили штрафы.

В 2016 году белорусские власти отменили ограничения на вывоз топлива, а вот польские ввели свои - стали пропускать не более 600 литров топлива в месяц, раньше можно было провезти 900. Ехать с полным баком можно только раз в 72 часа; если чаще, то разрешено не более 20 литров.

На падение зарплаты «бензовозов» повлияло и повышение курса доллара к злотого почти в два раза за 10 лет: летом 2008-го он был около 2 злотых, сегодня 3,7 злотого.

«Поле чудес» для приграничья почти исчез

Из Польши в Беларусь «перекидчики», или «товарники», везут бытовую технику для хозяев белорусских магазинов техники. За одну вещь сейчас можно заработать 50-80 долларов. Места, где встречаются бизнесмены (которые приобрели товар для продажи в Беларуси) и «перекидчики» (которые помогают им перевезти товар через границу, который не проходит по нормам на одного человека), нужно искать на белостокском рынке. Аналогичное место - знаменитое «поле чудес» в Кузнице при самой границе - уже почти исчезло.

На польско-белорусском рубеже

По словам собеседника, если ранее на пограничном торговле зарабатывали на машины и коттеджи, то теперь только на жизнь. За поездку максимум сто долларов, за месяц - до 400-500.

«Ездят  4-5 раз в месяц под "свои" изменения на таможне. Как наши поставили сканеры, то забирают все, машины конфискуют. Прошли те времена, когда можно было заработать», - говорит собеседник.

По мнению источника, наилучшее время для торговцев был 1-2 года после того, как только ввели «шенген» (с 21 декабря 2007 года). Теперь же, считает собеседник, 80-90% тех, кто зарабатывал на границе, уехал куда-то на постоянное жизнь или на заработки - в Польшу, США, другие страны. Основной отток людей произошел год-два года назад.

Автомобильный бизнес умер

Гродненец Андрей (имя изменено по просьбе собеседника), который ранее пригонял из Евросоюза автомобили, рассказал, как изменились условия заработка на этом.

Последний неприятный сюрприз, по его словам, - утилизационный сбор, который ввели в начале 2017 года. Чтобы поставить в Беларуси на учет автомобиль из-за границы, нужно заплатить налог 250-370 долларов в зависимости от года выпуска, объема и веса машины.

Пошлина за ввоз авто значительно выросла в 2011 году

Главное же ограничение за последние 10 лет пришло 1 июля 2011 года. От того, что Беларусь вступила в Таможенный союз евразийской экономического пространства (с Россией и Казахстаном), здесь выросли цены таможенного оформления автомобиля из-за рубежа.

Машины тогда сразу подорожали минимум на 3-4 тысячи долларов. Ранее за таможенное оформление автомобиля не старше 10 лет, платили 600-800 долларов. После изменений пошлины на авто, не моложе 3 лет и не старше 5 лет, с двигателем, не большее чем 1,5 литра, составляла 3150-3200 долларов.

Другие варианты были еще дороже. За 10-летнюю машину, которая стоила 1000 евро в Литве, пошлина могла составить около 8000 тысяч евро.

Некоторые продолжали пригонять автомобили из Европы под высокое пошлины. Но большинство переключилось на внутренний рынок: приобрести дешевую машину с дефектов, немножко ее подремонтировать, освежить и продать дороже. С 2014 года в России начали падать цены на машины. Тогда многие переключился на это направление.

Андрей убежден, что лучше всего было заниматься автомобильным бизнесом именно к 1 июля 2011 года. Наиболее популярными тогда были машины, не старше 10 лет, так как на них распространялись самые выгодные пошлины.

Чаще гоняли машины из Европы в плохом состоянии

«Гоняли все! Покупали в основном "шрот" (авто в плохом состоянии), на котором европейцы уже не ездили. На скорую руку сделав дешевый ремонт, быстро продавали. Иногда привлекали разбитые вдребезги машины, ремонтировали их, наводили внешний блеск и "втюхивали" неразборчивым покупателям», - делится он секретами автомобильного бизнеса.

Если двигатель трещал, заливали специальную «присадку», - и имели две недели идеальной работы. С ухищрений также адмотвали пробеги, перешивали салон и руль. Продавали автомобили только дождем, чтобы не было видно, что плохо окрашены.

Правда, иногда так же могли обмануть и самих перекупщиков в Польше или Литве. Тогда человек входил в большой минус, чтобы довести авто до ума.

«Были случаи, когда такие новички покупали "утопленников"- машины после наводнений из США или Западной Европы. Снаружи он хороший, но в нем ничего не работает. Литовец, который продает машины, привезенные паромом, убеждает, что сгорел предохранителем, который стоит 5 долларов. А там капец всей проводке и электронике. Бывало, снимает перегонщик-дилетант обшивку солено, а там маркером написано коряво по-русски: "Каунас, 2009 год. Машина сварен из 3 часто. Привет от Виргиса"», - пересказывает случаи гродненец.

Некоторые специализировались на автомобилях «как для себя»: почти без проблем, но дорогих. Такие люди обычно работали под заказ для «своих».

Сейчас автомобильный бизнес на границе умер

Сейчас автомобильный бизнес, по мнению Андрея, умер. Остались единицы, что привозят машины из Европы под большое пошлины. Работают на заказ, так как иначе можно продавать и полгода.

После изменений 2011 года, по мнению жителя Гродно, хуже стало всем, в том числе таможни, страховым фирмам и ГАИ, ведь меньше оформляют машин.

«Были времена, когда в Гродненском отделе ГАИ стояли в очереди по неделе. Очередь продавали по 50-100 долларов, а иногда за нее бились, чтобы поставить или снять автомобиль с учета. Однажды автомобилисты были настолько злы, что выбили утром дверь в ГАИ, когда сотрудники на две минуты опоздали с открытием», - рассказывает Андрей.

К тому же перестали зарабатывать люди, на которых оформляли автомобили. На себя можно было оформить только одно авто в год, остальные «вешали» на знакомых за деньги. Платили за услугу по 150-200 долларов.

За три года (2009-2012) парень вместе с отцом заработали 35 тысяч долларов, пригоняя автомобили. Максимальный заработок за месяц достигал 2-х тысяч. При этом, подсчитал собеседник, за это время они заплатили таможенных налогов приблизительно на 300 тысяч долларов (их компенсировали покупатели автомобилей в Беларуси).

Андрей говорит, что авторыночники после изменения условий на границе приобрели или создали свои автосервисы, перешли в другой бизнес, устроились на легальную работу в Беларуси.

Как менялись правила на белорусско-польской границе

21 декабря 2007 - ввели шенгенские визы на границе с Польшей. Досмотр стал более жестким.

1 июля 2011 - в Таможенном союзе резко подорожала таможенное оформление импортных автомобилей с ЕС (до половины цены машины).

21 ноября 2011 - чтобы уменьшить вывоз автогорючего, Беларусь ограничила (1 раз в 8 дней) беспошлинный выезд на собственном авто за пределы Таможенного союза.

1 января 2016 - вступил в силу президентский указ № 222 об обязательной сертификации предпринимателями товаров легкой промышленности.

14 ноября 2016 - Польша ввела ограничения на ввоз топлива до 600 литров на 30 дней. Полный бак можно везти раз в 72 часа, чаще - не более 20 литров.

1 января 2019 - уменьшение норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования до 500 евро и 25 килограммов, при поездках чаще трех месяцев - до 300 евро и 20 килограммов.

2 января 2019 - Польша отменила популярные среди белорусов визы «за покупками».

Смотрите также
21:31 Вчера
Гродненка, живущая в Израиле: "Проверяли время выхода из дома даже по чекам из магазина"
Израиль, возглавивший рейтинг самых безопасных во время пандемии стран, возвращается к обычной жизни. Как там контролируют людей, сколько платят медикам - рассказала переехавшая в эту страну медсестра Галина
20:35 Вчера
Колясочник из Лиды открыл в Минске необычную кофейню: «Вложил около $8 тысяч»
В самом центре Минска, на Романовской слободе, 8, заработала необычная кофейня «Инклюзивный бариста», у которой нет аналогов в Беларуси. Открыл заведение известный белорусский активист-колясочник Александр Авдевич.
20:18 Вчера
Грандиозная стройка Гродно: что уже сделано на новом автомобильном мосту через Неман?
Давно не было репортажей с грандиозной гродненской стройки - четвертого моста через Неман. А там, между прочим, заметен уже огромный фронт работ. Если вы давно не видели, что сделали с мостом, - вам будет интересно.
18:49 Вчера
Как жильцы озеленяют Колбасино: "Сына родили, квартиру построили, теперь садим деревья"
Застройка молодого микрорайона Колбасино на въезде в Гродно началась четыре года назад. За это время здесь возвели более десятка многоэтажных домов, оборудовали современные детские площадки, зоны отдыха и для занятий спортом, парковки, велодорожки. Расширяется и инфраструктура микрорайона: между жилыми домами вскоре будет достроен второй торговый центр.
18:18 Вчера
Последние звонки в школах Гродненщины в этом году поменяют формат
В школах Гродненской области последние звонки пройдут в формате классных часов, сообщили в Гродненском облисполкоме по итогам оперативного совещания, которое провел глава региона Владимир Кравцов.
16:41 Вчера
Посмотрите, как за месяц изменилась цены в трех разных магазинах на одинаковый набор продуктов
Чиновники уже полтора месяца регулируют цены на социально значимые товары. Это значит, что производители, импортеры и торговые сети не могут устанавливать торговые надбавки выше, чем определило Министерство антимонопольного регулирования и торговли. 
16:04 Вчера
Теперь не больше 10 гостей на регистрации брака. В Беларуси приняты новые меры против COVID-19
Дополнительные меры по предотвращению распространения инфекции, вызванной COVID-19, определены постановлением Совета Министров от 22 мая 2020 года №305.