+9 °С облачно с прояснениями
€ - 2.62 р.
$ - 2.40 р.

"Хотелось встать и уйти!". Когда по закону можно не оплачивать счет в ресторане или кафе

"Хотелось встать и уйти!". Когда по закону можно не оплачивать счет в ресторане или кафе

«Зашли с подругой в ресторан пообедать. Обслуживали нас час! Еще и еда была невкусной», — рассказывает минчанка Александра. К сожалению, в белорусских заведениях такое случается, что меню несут 15 минут, а про счет официанту нужно напоминать несколько раз. Менеджер одного из минских ресторанов говорит, что в заведениях общественного питания существуют стандарты обслуживания, в том числе и по времени, однако придерживаться их не всегда получается, часто по объективным причинам.

FINANCE.TUT.BY узнал, сколько же должны нести горячее в ресторане и когда за блюдо можно не платить.

— Зашли с подругой в ресторан пообедать — там можно заказать бизнес-ланч и, как мы планировали, быстро поесть. Но что-то пошло не так. Официанта, который примет у нас заказ, ждали больше 10 минут. Потом заказ 15 минут, причем тарелку с супом принесли только моей подруге. Мне лазанью пришлось еще минут 10 ждать, — рассказывает минчанка Александра. — Хотелось просто встать и уйти. А потом нужно было ждать моей подруге, пока я не съем. В довершение ко всему нам еще и счет несли 15 минут.

В итоге «быстрый обед» вылился для девушек в целый час.

— Про качество еды — это отдельный разговор. Не знаю, как суп у подруги, но лазанья была отвратительной! — возмущается Александра. — Вместо фарша внутри было какое-то непонятное пюре, а соуса бешамель и сыра в ней я вообще не нашла. Существуют ли какие-то стандарты по времени обслуживания в кафе и ресторанах? И законно ли не заплатить за невкусную еду?

«У официанта есть 3−5 минут, чтобы подать гостям меню»

Оказалось, что регламенты по обслуживанию все-таки существуют, но на законодательном уровне они не прописаны. Просто заведения стараются их придерживаться.

— Существуют стандарты обслуживания в заведениях общественного питания, в том числе и по времени подачи меню, заказа и так далее. Так сказать, комфортное время ожидания до получения заказа, — говорит менеджер одного из минских ресторанов Ирина. — Все зависит от класса заведения. Если это дорогой ресторан, где готовят сложные блюда с нуля, то нужно быть готовым к тому, что придется подождать 40−60 минут. В кафе или ресторане среднего ценового сегмента время ожидания может составить 20 — 40 минут. Если вы пришли в пиццерию, приготовление заказа должно занимать в идеале 10-15 минут. В кофейне достаточное время для обслуживания 3−5 минут, в сетевом фастфуде — от 1 до 5 минут.

Сколько же клиент может спокойно ожидать обслуживания, сидя за столиком?

— Когда посетители уже разместились за столиком, у официанта есть 3−5 минут, чтобы подать гостям меню. Затем минут 5, чтобы подать напитки. Салаты или закуски гости могут ожидать 10−15 минут. Первое после салата — до 10 минут. Ожидание основного блюда после первого, на мой взгляд, не должно быть больше 20 минут — это после подачи первого.

Если гость заказал только кофе и десерт, то заказ, по мнению Ирины, должны принести в течение 10−15 минут.

— Конечно, все это в идеале. Засекать время по часам, ориентируясь на эти стандарты, нельзя. Ведь еду могут подать как быстрее, так и с небольшой задержкой. К примеру, если пришла большая компания, на приготовление понадобится немного больше времени. В часы пик тоже могут быть заминки из-за большого потока гостей.

Что же касается подачи блюд из обеденного меню, Ирина говорит, что гость «не должен» находиться в зале больше получаса. В смысле не по своей инициативе.

— Обеденное меню — это те блюда, которые уже готовы к приходу гостей. То есть еду нужно только положить в тарелку и подать. Поэтому ожидание даже в 15 минут — это много. Такое же правило действует и с завтраками. Только здесь время экономится за счет простоты блюд, которые предложены в меню.

Менеджер говорит: тем, кто пришел не один, обязательно должны подавать заказы одновременно.

Некоторые белорусские заведения, по мнению Ирины, действительно грешат плохим и медленным обслуживанием. В таких случаях можно обратиться к администратору заведения с просьбой ускорить процесс подачи, а иногда даже оставить запись в книге жалоб.

— Но чаще всего заведения стремятся уладить конфликт, как-то компенсировать гостю неудобства, даже если его претензии необоснованные, а такое тоже бывает часто. В качестве компенсации гостя могут угостить кофе, предложить бесплатный десерт или сделать скидку. Случается, что люди уходят из заведения, не заплатив по каким-то причинам.

«Не платить, если блюдо оказалось невкусным, нельзя»

Юрист Иван Райкевич обращает внимание, что про промежуток времени, за которое гостю должны подать еду, в законах ничего не написано.

— Однако по Гражданскому кодексу, в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Фактически когда между гостем и заведением достигнута договоренность относительно того, что вы будете покупать, то должны быть оговорены и все условия, которые клиент считает существенными. То есть можно уточнить время приготовления блюда, и при несоблюдении этих условий допустимо потребовать соразмерного уменьшения цены заказа.

А есть ли такие случаи, когда за заказ в ресторане или кафе можно не заплатить по закону? К примеру, если еда оказалась невкусной или ее долго несли.

— Не платить, если блюдо оказалось невкусным, нельзя, — говорит Иван Райкевич. — Законодательство не может дать потребителю такое право просто потому, что вкус — это одно из пяти человеческих чувств, которое является строго индивидуальным. Кто-то обожает обжаренный лук с мясом, а кто-то его на дух не переносит. Другое дело, если в блюде содержатся или не содержатся ингредиенты, заявленные в меню.

Согласно постановлению Совмина, продавец обязан своевременно довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их производителях, о продукции общественного питания, предусмотренную нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

— Эта информация должна содержать наименование товара, в данном случае продукции общественного питания, сведения об основных потребительских свойствах, цену и другую, — перечисляет юрист. — Более того, в законе о защите прав потребителей предусматривается обязанность продавца при оказании потребителю услуг общественного питания по его требованию предоставлять информацию о составе пищевых продуктов, блюд, кулинарных изделий, указанных в меню, способах их кулинарной обработки.

«Если гостю принесли блюдо, состав которого не соответствует указанному в меню, он вправе не оплачивать такое блюдо. Потому что фактически оно некачественное, ибо не соответствует заявленным качественным характеристикам», — поясняет юрист.

— То же самое касается и подгорелого или недожаренного блюда. Существуют нормы приготовления продуктов, технологические карты. И если блюдо приготовлено с нарушением — недоваренное, недожаренное или, наоборот, горелое, такое блюдо считается некачественным и оплате не подлежит, — говорит Иван Райкевич.

Еще одно нарушение, которое встречается в общепитах различного уровня, — это меньший вес блюда, чем заявлен в меню. Важно помнить, что там отражается вес готового блюда.

— Если обнаружен недовес, это не только нарушение прав потребителей, но и административное правонарушение, так называемый в народе обвес. Ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 12.16 Административного кодекса. Ну а если по какой-то причине в тарелке оказались просроченные продукты — это пункт 2 статьи 12.17. Такое нарушение влечет за собой штраф на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо до 500 базовых величин (12 750 рублей), — рассказывает юрист.

Что касается посторонних предметов в блюде — это говорит о некачественном приготовлении блюда, и гость вправе рассчитывать на уменьшение его стоимости либо замену на новое.

Если в кафе или ресторане произошел какой-то конфликт, его нужно попытаться решить миром, советует юрист. Обычно заведения дорожат клиентами и стараются загладить свою вину. Но если представители заведения никак не реагируют на устные замечания, можно сделать письменное.

— Необходимо оставить запись о произошедшем в книге замечаний и предложений. По возможности зафиксировать нарушение свидетельскими показаниями или сфотографировав его, — рекомендует Иван Райкевич. — Недостатки, указанные в книге замечаний и предложений, должны быть устранены незамедлительно. В зависимости от конкретного требования потребителя также установлены максимальные сроки удовлетворения его требований. К примеру, возврат денег за некачественное блюдо происходит незамедлительно, а если сразу это сделать невозможно — в срок до 7 дней. Если нужна экспертиза, то срок продлевается до 14 дней — такое может быть, если возник спор об использовании просроченных продуктов.

Если заведение на жалобы не реагирует, на обращения не отвечает, юрист говорит, что можно обратиться в местный исполнительный комитет.

Ищите кафе, пиццерии и рестораны Гродно в справочнике Сайта Гродно 015.BY.

Смотрите также
21:36 Вчера
Теплее и менее дождливо: погода в Гродно на последнюю неделю весны
Последняя весенняя неделя в Гродно принесет намного больше тепла, чем в последнее время. Температура воздуха поднимется до +19, дождей станет меньше, а солнышка - больше. Фото: Instagram @photostrike В понедельник, 25 мая, переменная облачность, возможен дождь. Ветер северный, 4-6 м/c. Атмосферное давление 769 гПа. Влажность воздуха 85%. Температура воздуха вечером +11… +13°C. Во вторник, 26 мая, переменная облачность, дождь, днем и вечером возможен дождь. Туман.Видимость 400-600 м. Ветер северо-восточный, 4-6 м/c. Атмосферное давление 771 гПа. Влажность воздуха 55%. Температура воздуха ночью +7…+9°C, днем +16…+18°C. В среду, 27 мая, переменная облачность, без осадков. Ветер северный, 5-7 м/c. Атмосферное давление 770 гПа. Влажность воздуха 40%. Температура воздуха ночью +9…+11°C, днем +17…+19°C. В четверг, 28 мая, сплошная облачность, днем и вечером возможен дождь. Ветер северо-западный, 8-10 м/c, с порывами до 16 м/c. Атмосферное давление 765 гПа. Влажность воздуха 65%. Температура воздуха ночью +4…+6°C, днем +14…+16°C. В пятницу, 29 мая, сплошная облачность, возможен дождь. Вероятность грозы 50%.Ветер северный, 2-4 м/c. Атмосферное давление 767 гПа. Влажность воздуха 60%. Температура воздуха ночью +6… +9°C, днем +10…+12°C. Хочешь получать свежие новости еще быстрее? Присоединяйся к нам в Viber Подписывайся на наш Telegram
21:18 Вчера
Появился сайт «Реквием» с именами белорусов, умерших от коронавируса
Появился сайт «Реквием», посвященный жертвам коронавируса в Беларуси. Онлайн-проект создан активистами «Молодежного блока», и здесь собираются данные о людях, которые умерли от COVID-19. Сейчас ресурс содержит 79 имен. Минздрав же говорит, что по состоянию на 25 мая от инфекции скончались 204 человека.
18:17 Вчера
Граффити в Волковыске: когда уличное искусство становится частью жизни города
Для того чтобы разукрасить фасад дома, не нужно много денег. Все равно каждый, кто живет в квартире, делает отчисления на капитальный ремонт. А если ты живешь в кооперативном доме, то тем более знаешь, куда расходуется каждая копейка. Почему бы на эти деньги не перекрасить дом в приятные цвета? Все зависит от людей и их отношения. В корне все взять и изменить предложила жильцам своего дома председатель ЖСПК-36 Инна Чверток, рассказывает сайт volkovysk.by. Подъезд дома № 41, что по улице Панковой, давно требовал ремонта. Как-никак, возраст – двадцать два года. Но Инне Евгеньевне давно хотелось сделать дом образцовым во всех отношениях, чтобы было приятно всем жильцам после тяжелого рабочего дня зайти в уютный подъезд и увидеть позитивный пейзаж. Идею на общем собрании поддержали члены кооператива и «кухня завертелась». Инна Евгеньевна прошерстила вдоль и поперек интернет, провела «кастинг», выбрала художника, согласовала эскиз, не забыв учесть и практическую сторону вопроса – внизу часть граффити должно быть темного цвета, дабы не загрязнялось. И вот второй день на подъезде дома работает уличный художник. На стену дома, хорошо просматривающуюся с дороги Ятвезь - Универсам он наносит пейзаж. Кроме того, около подъезда и чуть поодаль установлены две антивандальные скамейки, в которых предусмотрен навес от дождя и ветра. А в планах выставить ограждение, дабы асоциальные элементы не тревожили покой жильцов, а детишки могли играть на своей детской площадке. Хочешь получать свежие новости еще быстрее? Присоединяйся к нам в Viber Подписывайся на наш Telegram
17:47 Вчера
Коллеги о главном патологоанатоме Гродненщины, умершем c COVID-19: "Плакали даже мужчины"
50-летний Михаил Зубрицкий до дня рождения не дожил шесть дней. Среди его интересов в науке - влияние на организм вирусных инфекций.
17:25 Вчера
Средняя зарплата белорусов в апреле упала. А что с вашей?
Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Беларуси в апреле 2020-го составила 1193,8 рубля. Об этом сообщает Белстат. По сравнению с мартом среднедушевая зарплата снизилась почти на 20 рублей. 
17:07 Вчера
На этой неделе в Гродно пройдет электронная ярмарка вакансий. Какие предприятия будут участвовать?
Сложная экономическая ситуация отразилась едва ли не на всех сферахжизни человека. Туристические фирмывременно приостановили свою работу, закрываться или же временно прерывать свою деятельность начали иместа общественного питания. Потеря работы сегодня - не редкость, однако временно трудоустроится или попробовать себя в другом направлении может каждый. Гродненское управление по труду, занятости и социальной защите не только помогает населению в поиске рабочих мест, но и предоставляет всю информацию об организациях, вакансиях и условиях работы.
15:28 Вчера
Жители Сморгони сообщают об обязательном масочном режиме. Но это не совсем так
Жители Сморгони сообщают из-за эпидемической ситуации в общественных местах введен обязательный масочный режим. В документе, подписанном первым заместителем председателя, говорится, что у посетителей могут требовать использовать средства индивидуальной защиты.