+12 °С облачно, небольшой дождь
€ - 2.66 р.
$ - 2.41 р.

В аэропорту Гродно уже ждут польского и азербайджанского авиаперевозчиков, по WizzAir ясности нет

В аэропорту Гродно уже ждут польского и азербайджанского авиаперевозчиков, по WizzAir ясности нет

В 2018 году Минтранс разработал концепцию развития областных аэропортов страны, предусматривающую, в том числе, привлечение лоукост-перевозчиков. Важным сообщением стала новость о том, что гродненский аэропорт планируют сделать базой для лоукостов. 

О том, как идет эта работа, агентству "Интерфакс-Запад" рассказал директор департамента по авиации Артем Сикорский.

Какова сейчас динамика пассажиропотока в региональных аэропортах? И какой прогноз на 2019 год?

- В 2018 году областные аэропорты обслужили около 100 тыс. человек. Больше всего - Гомельский (около 43 тыс. пассажиров), остальные по 15-20 тыс. В 2019 году хотели бы удвоиться. Начало года обнадеживающее: идет рост в 400%.

На что делается упор в первую очередь?

- Изначально концепция предусматривала, что в  первую очередь драйвером роста станут чартерные программы. И в 2018 году мы впервые начали выполнять круглогодичную чартерную программу из областных аэропортов. В прошлом году таких рейсов было 295. Планируем, что в 2019 году их число составит уже порядка 500. 

Следующий этап – это регулярные рейсы. Но с ними сложнее из-за ситуации, которая складывается в области регулярных авиаперевозок: из-за значительного роста стоимости топлива – не только у нас в стране, но и в РФ, и Европе – авиакомпании очень осторожно открывают новые рейсы.

Мы видим, что на уровне государств заинтересованность к полетам в областные аэропорты есть. Авиационная администрация Польши подтвердила интерес к открытию регулярных рейсов в Гомель и Гродно.  В эти же аэропорты возможно открытие рейсов азербайджанской лоукост-компании  Buta Airways. Но дальше дело уже за авиакомпаниями – они начинают просчитывать привлекательность того или иного рейса.

Наша задача как авиационной администрации состоит в том, чтобы создать условия для прихода перевозчиков различных бизнес-моделей  - традиционных авиакомпаний, лоукост-компаний и чартерных перевозчиков. И эти условия мы создаем.

Ранее сообщалось о возможности прихода в Беларусь венгерской авиакомпании Wizz Air. На какой стадии находятся переговоры?

- Еще раз повторюсь – департамент не ведет переговоры непосредственно с авиакомпанией. Мы общаемся с авиационными властями другого государства. К примеру, чтобы пришел венгерский лоукост, мы общаемся с авиационными властями Венгрии либо с послом Венгрии. А сама компания уже ведет переговоры с конкретным аэропортом по условиям выполнения своих полетов.

Между нами (белорусскими и венгерскими авиационными властями – ИФ) нет никаких нерешенных вопросов. Теперь мяч на стороне авиаперевозчика. Если ему будет интересно это направление – он придет.

О каких-то конкретных сроках можно говорить?

- Нет. Wizz Air даже не подавал документы на аккредитацию для полетов в Беларусь.

При каких условиях лоукост-перевозчикам могут быть интересны полеты в страну?

- Прежде всего, нужен пассажиропоток, который бы обеспечивал постоянную загрузку рейсов. Например, по популярным туристическим направлениям.

В странах Евросоюза загрузку обеспечивает также значительный поток трудовых мигрантов. Мы еще не настолько активны в этом движении.

Еще одним фактором является предоставление дотаций и скидок со стороны аэропорта. Вильнюсский аэропорт, например, сообщал, что работает по такому принципу. У нас возможности дотировать нет.

Почему именно региональные аэропорты, и прежде всего Гродненский, рассматриваются как площадка для лоукост-компаний?

- Одна из основных расходных статей при выполнении рейса – аэронавигационный сбор. Он оплачивается за каждые 100 км пройденного пути и составляет до 20% стоимости рейса. Самолеты, идущие с европейского направления, заходят на посадку буквально сразу при входе в воздушное пространство Беларуси. Соответственно аэронавигационный сбор  минимален. Это позволит  удешевить рейс, что выгодно для бизнес-модели лоукост-компаний.

По этой же причине лайнерам, идущим с южного или восточного направления, будут удобны аэропорты Гомеля и Могилева.

Кроме того, получается такой своеобразный треугольник на стыке Литвы, Польши и Беларуси, что позволяет привлечь пассажиров из регионов, прилегающих к республике. Уже сейчас до 20% пассажиропотока областных аэропортов – это граждане других государств. То есть определенный спрос есть.

Какие проекты реализуются по развитию инфраструктуры областных аэропортов?

- Все областные аэропорты имеют статус международных, поэтому их инфраструктура постоянно поддерживается на соответствующем уровне. Расходы "Белаэронавигации" – оператора областных аэропортов – на эти цели за последние 10 лет составили более $50 млн.  Так, несколько лет назад была реконструирована взлетно-посадочная полоса в Могилевском аэропорту. В прошлом году была закончена реконструкция ВПП в аэропорту Бреста. Сейчас прорабатывается вопрос продления взлетно-посадочной полосы на аэродроме Гродно.

Но мы понимаем, что необходимо развитие не только самих аэропортов, но и приаэродромной территории – гостиниц, пунктов питания, парковок, общественного транспорта. Это уже наша работа с местными властями.

Не опасаетесь ли вы ухудшения положения Национальной авиакомпании "Белавиа" с приходом в Беларусь лоукост-перевозчиков? Ведь конкуренция возрастет.

Возрастет. Но она и сейчас есть.  Мы конкурируем по всем направлениям, так как окружены достаточно мощными игроками. Есть конкуренция среди аэропортов  – Вильнюса, Киева, Варшавы… Есть конкуренция и между авиационными перевозчиками.

Неправильно напрямую сравнивать "Белавиа" с лоукост-компаниями, так как они конкурируют в разных бизнес-моделях. Надо сравнивать с игроками одного уровня – Аэрофлотом, Lufthansa, LOT и так далее,  то есть с национальными перевозчиками.

"Белавиа" постоянно развивается, сейчас ее бизнес-модель считается гибридной. Только за прошлый год она более чем на 20% снизила стоимость билетов (а могла бы и больше, если бы не почти двукратный рост стоимости авиационного керосина), внедряя в том числе технологии, которые присущи модели лоукост-компаний. Увеличивается глубина продаж билетов (чем раньше он приобретен, и чем менее популярна дата вылета - тем дешевле стоит). Благодаря покупке новых самолетов авиакомпания смогла обеспечить высокую оборачиваемость судов. 

Давно поднимается вопрос о внедрении "Белавиа" безбагажных тарифов. Когда это станет возможным?

- Для этого необходимо внести изменения в нормативную базу. Ранее предполагалось сделать это локальными актами, однако накопился целый ряд вопросов, требующих комплексного пересмотра отдельных частей Воздушного кодекса.  Безбагажные билеты – один из них.

Прежде всего, предстоит урегулировать вопросы эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, их  безопасной интеграции в пилотируемое воздушное пространство.  Не до конца сейчас также урегулированы вопросы  регистрации и дерегистрации воздушных судов, подготовки летного и инженерно-технического состава, медицинского обеспечения полетов.  

В настоящее время отработкой всех этих изменений занимается специальная рабочая группа. Планируем, что в этом году новая редакция кодекса будет внесена на рассмотрение в парламент. Сами изменения, как мы надеемся, вступят в силу в 2020 году.

Смотрите также
20:06 Вчера
Официально и на 100%: с 1 июля «шенген» для белорусов — по 35 евро
27 мая страны — члены Евросоюза (ЕС) утвердили соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии между ЕС и Беларусью. Сегодня уведомление об этом пришло в белорусский МИД. А это значит, что на 100% шенгенские визы будут стоить 35 евро с 1 июля.
19:36 Вчера
В троллейбусах Гродно ввели обязательный масочный режим. Но: его почти не соблюдают и не проверяют
В троллейбусах Гродно ввели обязательное ношение масок. Официального указа не было, однако с 29 мая на стеклах возле дверей каждой машины повесили объявления на листах "А4". 
19:06 Вчера
Погода в Гродно на последние выходные весны: дождливо и ветрено, но тепло
Последние выходные весны-2020 по прогнозам синоптиков будут дождливыми и ветреными, но теплыми. В разгар уикэнда возможны даже грозы. Но есть и хорошие новости: к началу недели (а значит и лета) осадки прекратятся.
18:57 Вчера
1300 тонн нового асфальта! В Гродно расширяют парковку на Большой Троицкой
Парковку в центре Гродно долго не решались модернизировать. Но в этом году бюджет города  смог профинансировать дорогостоящие работы. 
15:12 Вчера
В Лидском районе на 28 мая 255 выздоровевших от СOVID-19. Но говорить о спаде пока рано
Еще в марте система здравоохранения Лидчины стала готовиться к ухудшению эпидемиологической ситуации. К счастью, у белорусских медиков было на это время и пусть небольшой, но все же опыт зарубежных коллег в борьбе с COVID-19.
15:04 Вчера
Новый комплекс "Гродно Азота" будут строить итальянцы. Во сколько он обойдется?
Генеральным подрядчиком для нового азотного комплекса ОАО «Гродно Азот» выбрана итальянская компания Tecnimont S.p.A. Об этом сообщил председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков в интервью порталу «Нефтехимия».
14:55 Вчера
Ксендз из Ошмян, не веривший в коронавирус, две недели находится на ИВЛ
Ксендз Ян Пузына из Ошмян – единственный католический священник с коронавирусом в Гродненской области, попал в больницу в начале мая, последние две недели врачи борются за его жизнь.